Вечером 15 июля президент США Дональд Трамп заявил, что Украине не следует наносить удары по Москве и пытаться атаковать российскую столицу. Он сказал, что не планирует поставлять Украине дальнобойные ракеты JASSM, которые могли бы долететь в том числе и до Москвы. Трамп также сообщил, что он не находится ни на стороне Украины, ни на стороне России, он просто хочет остановить кровопролитие.

Тем временем в Сенате США остановлено продвижение законопроекта, предусматривающего введение 500-процентных пошлин в отношении России и ее торговых партнеров, а также прочих санкций. Лидер республиканского большинства в сенате Джон Тьюн заявил, что воздержится от продвижения этого пакета санкций после заявлений Трампа, который выдвинул Москве 50-дневный срок заключения соглашения о прекращении огня, а также договорился с европейскими странами НАТО о закупках американского оружия для Украины.

Первая реакция Москвы на новый курс Трампа по Украине оказалась сдержанной. Как заявил Сергей Лавров, «Россия хочет понять, что стоит за заявлениями Трампа о 50 днях на урегулирование на Украине». При этом он никак не критиковал лично Трампа, а лишь отметил, что тот «находится под неприличным давлением Евросоюза и нынешнего руководства НАТО». В переводе на обывательский язык это может означать примерно следующее: давайте дождемся, что скажет президент Путин. Минимально необходимый тезис в таких случаях уже произнесен. По словам замглавы МИД Сергея Рябкова, который часто выступает в роли «жесткого спикера», Россия не приемлет никакие попытки выставлять требования, тем более ультиматумы. Если готовность России договариваться не будет находить отклика, то поставленные цели продолжат достигаться через СВО, добавил политик.

В Москве подчеркивают, что не считают стамбульский формат исчерпанным и ждут от Киева предложений по третьему раунду. Как отметил замглавы МИД России Александр Грушко, ультиматум Трампа про 50 дней — это «очень странно», поскольку никакого призыва к Киеву возобновить переговоры не было. Между тем в Киеве не только считают стамбульский формат исчерпанным, но и не видят больше для себя опасности быть обвиненными Трампом в том, что это Украина срывает мирный процесс.

Подробностей о номенклатуре оружия, которое будет поставлено Киеву, появилось немного, куда больше инсинуаций на эту тему. Похоже, прояснилась пока только ситуация с поставками системы ПВО Patriot. По словам Трампа, некая страна готова продать 17 своих Patriot, поскольку «они им не понадобятся». Скорее всего, речь о 17 пусковых установках, которые американская корпорация — производитель Raytheon в 2020 году согласилась продать Швейцарии. Но пусковые установки — это лишь один из компонентов, каковых в одной батарее Patriot в зависимости от модификации от четырех до восьми с четырьмя ракетами на каждой. Полный комплект включает еще радар, центр управления и ракеты-перехватчики. Также Германия и Норвегия собирались приобрести для Киева еще три батареи Patriot, но это вопрос не недель, а месяцев. У Киева сейчас семь или восемь комплексов, но из них как минимум два на капремонте.

Пресса также гадает, передадут ли США Украине новые ракеты ATACMS для ударов вглубь России до 300 километров. Их осталось из поставленных менее 40 штук — 18, тогда как в США было произведено за все время чуть менее 4 тысяч. Был слух, что Трамп рассматривает возможность передачи Украине крылатых ракет «воздух-земля» JASSM для F-16, способных поражать цели от 370 километров до 900 километров в зависимости от модификации.

Газета The Washington Post пишет, что якобы Владимир Зеленский просил также крылатые ракеты Tomahawk с дальностью до 1800 километров. И Трамп якобы всерьез думал об их поставке, но не додумал. Выглядит не очень правдиво. На сегодня операторами-монополистами ракет Tomahawk являются ВМС США и Великобритании. Япония лишь недавно получила разрешение на их закупку, первые поставки ожидаются не ранее 2026 года. Одобрено приобретение Tomahawk Нидерландам и Австралии. То есть речь идет о ближайших союзниках США, к числу которых Украина все же не принадлежит.

Предполагают также, что Украина получит больше 155-миллиметровых снарядов, но тут ресурс союзников ограничен. Суточный расход ВСУ снарядов, значительную часть которых как раз составляют 155-миллиметровые, по одним западным оценкам, от 6 тысяч до 11,8 тысячи, что составляет примерно паритет с российской армией. По другим оценкам, в ВСУ расход в два раза ниже. Киев утверждает, что ВСУ нужно 20 тысяч снарядов 155 миллиметров, а производить надо 250 тысяч в месяц. США сейчас производят лишь 40 тысяч 155-миллиметровых снарядов в месяц против 14,4 тысячи до начала конфликта. Планировалось выйти на уровень 100 тысяч в месяц к октябрю 2025 года, но теперь цель отложена на год. Евросоюз хотел производить 1,5 млн снарядов к концу года, но пока тоже далек от этой цели.

Британская Financial Times написала, что якобы Трамп призывал Зеленского к ракетным ударам по Москве и Петербургу, но Белый дом это уже опроверг. Судя по всему, по-настоящему дальнобойные ракеты в течение обозначенных Трампом 50 дней Киев от Вашингтона все же не получит. Это вопрос уже следующего этапа. Другое дело, что в налаживании украинского производства могут помочь европейские союзники. Зеленский уже грозил дальнобойными ударами украинской баллистикой вглубь России в течение ближайших недель.

10 млрд долларов первого пакета американских поставок «на деньги европейцев» будут освоены быстро. По итогам 50-дневного «ультиматума» будут решать, что делать дальше. В Москве, видимо, рассчитывают, что за это время удастся добиться значительных успехов на поле боя, дабы сделать Киев более сговорчивым. «План Б» может быть рассчитан на то, что Трамп все же не пойдет на введение 100-процентных пошлин против российских торговых партнеров, прежде всего Китая и Индии. Наверное, нужен еще и «план С» — на случай, если импульсивный президент Америки все же попробует пробить лбом «Великую китайскую стену».