Вышел предварительный отчет о катастрофе Boeing 787 компании Air India
Из него следует, что сразу после взлета отключилась подача топлива в двигатели самолета. Рейс следовал из Ахмедабада в Лондон. В результате крушения погибли более 270 человек
Читать на полной версииИндийские власти опубликовали предварительные выводы расследования крушения пассажирского Boeing Dreamliner авиакомпании Air India, который вылетал в Лондон и практически сразу после взлета рухнул на жилые здания. Погибли более 270 человек. Чудом выжил один пассажир.
Согласно предварительному отчету, опубликованному спустя месяц после трагедии, через три секунды после взлета переключатели топливного отсека двигателя лайнера отключились, и двигатель остался без топлива.
Самолет сразу же начал терять тягу и снижаться, а пилоты говорили об отключении тумблера подачи топлива в двигатели. Обычно эти тумблеры используются для запуска и остановки двигателей, когда самолет находится на земле. Поскольку подача топлива в двигатели была перекрыта, они потеряли тягу.
Авторы отчета пишут, что на записи переговоров между пилотами в последние мгновения полета слышно, как один из них спрашивает второго, почему он нажал тумблер и перекрыл топливо. Второй пилот отвечает, что этого не делал.
Известно, что на месте крушения самолета оба топливных переключателя были обнаружены в рабочем положении. Однако в отчете говорится о признаках их повторного включения перед крушением — уже на малой высоте.
В докладе сказано, что в момент падения самолета один двигатель уже набирал тягу, а второй был запущен, но тягу еще не набирал.
Отчет ставит новые вопросы о расположении критически важных выключателей подачи топлива, но при этом предполагается, что Boeing и производитель авиадвигателей не несут никакой очевидной ответственности за катастрофу, отмечает Reuters.
Авторы расследования подчеркивают, что продолжают работу, поэтому окончательные выводы о причинах катастрофы делать еще рано.
«На этом этапе мы не можем рекомендовать какие-либо действия операторам и производителям самолета Boeing 787 Dreamliner и его двигателей», — говорится в документе. Это означает, что не было обнаружено имеющих значение неисправностей самолета.
Переключение в положение «выключено» практически мгновенно глушит двигатели. Чаще всего такое переключение происходит после посадки самолета, а также в некоторых чрезвычайных ситуациях — например, при возгорании двигателя. Говорит старший пилот-инструктор авиакомпании «Регион Авиа», инструктор в московском тренажерном центре Boeing Алексей Базеев:
Алексей Базеев старший пилот-инструктор авиакомпании «Регион Авиа», инструктор в московском тренажерном центре Boeing «На Boeing-737, который я знаю, стандартная процедура запуска двигателя перед началом полетов. То есть, когда пассажиры на борту, запускается двигатель, и дальше начинается выполнение полета. Вот при запуске двигателей и потом, когда полет выполнен, зарулили на стоянку, двигатели выключают, и пассажиров высаживают. Это одна процедура — там есть определенные действия, которые управляют подачей топлива. А есть аварийная: там есть специальные рычаги аварийной остановки. Допустим, с двигателем что-то случилось в полете, то есть этот аварийный рычаг — на нем все завязано, чтобы в аварийной ситуации не тыкать по всем кнопкам, а отключать системы, предусмотренные при стандартном отключении двигателя. Дело в том, что сейчас кругом автоматика. 787-й — это самый последний Boeing, и поэтому там все может быть завязано на бортовой компьютер. И что в аварийной ситуации, что в стандартной — отключение двигателя, там системы могут работать одинаково, и не определишь, какое отключение было. Но, естественно, так не может быть, что сначала они ткнули, выключили двигатели. Я понимаю — один, но два-то сразу нельзя. Чтобы два — это надо уже целенаправленно действовать. И потом там не один пилот, а два в кабине. А раз ни один, ни второй не поняли, что случилось, — это явно отказ где-то в автоматике. И поэтому вполне может быть, что электроника где-то получила или лишний сигнал, или наоборот. Короче, в электротехнике всего два дефекта: или есть контакт, где он не нужен, или нет контакта, где он нужен. И вот здесь прошел сигнал, получился контакт там, где он не нужен, и эти краны перекрыли подачу топлива. А потом этот глюк пропал, и подача топлива восстановилась, но было уже поздно. Там есть запись разговоров, и один у другого спрашивает: «А чего случилось?» — вот это как раз и говорит о том, что что-то там с электроникой. И эту подачу топлива прекратила автоматика. Один двигатель, даже если его случайно отключили, — ничего бы не было. А тут отключились оба».
Топливные краны не могут просто так выключиться. Они фиксируются, говорит командир Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот», командир экипажа Андрей Литвинов:
— Когда двигатель запускаешь на земле, то эти краны поднимаешь. Это не как выключатель: «вкл./выкл.», — на себя его тянешь, потом он фиксируется, и просто так он выключиться не сможет — он зафиксирован. Падение оборотов возможно, поэтому по технологии, если происходит падение оборотов, там написано в руководстве этого Boeing, что надо сначала поставить в выключенное положение, а потом опять включить эти краны. Но это никак не делается на взлете. То есть это где-то на эшелоне, где-то на высоте. А на взлете делать такие вещи — это нецелесообразно, потому что двигатель не успеет выйти на режим. Я сомневаюсь, что эти краны выключились сами, это невозможно.
— То есть вы думаете, что все-таки скорее похоже на действие пилота?
— Делать что-то молча в кабине по технологии строго запрещено, особенно трогать топливные краны. Всегда, когда мы тренируемся на тренажере, всегда надо подтверждать свои действия: ты поворачиваешься ко второму пилоту и говоришь: «конфирм», он говорит: «конфирм», проверяет, чекает тебя и тогда подтверждает твои действия. Если он это сделал самостоятельно, это грубейшее нарушение технологии.
— Ошибку компьютера, если там автоматика как-то заклинила, вы не рассматриваете?
— Возможно. Потому что просто так падение оборотов двигателя не бывает. Естественно, раз они упали — падение оборотов было. Но мы сейчас с вами говорим о действии, связанном с топливными кранами. Они не могут сами отключиться — они фиксируются, иначе они не имеют смысла. А падение оборотов возможно по другим причинам, не по причине того, что сдвинули эти выключатели. То есть там другая какая-то причина есть. Может быть, это пилот сделал, мы не знаем, может, он боялся сознаться. Поэтому надо обязательно дождаться расследования. Но это же самоубийство, зачем это делать? Они летели с шасси — шасси убираются сразу после отрыва. То есть уже было видно, что идет какое-то нарушение технологии.
— То есть, получается, к самому Boeing вопросов, видимо, нет?
— Посмотрим. Мы же не знаем, почему падение оборотов произошло. Пока вопросы ко всем.
Авиакатастрофа в Индии произошла вечером 12 июня. Воздушное судно с 242 людьми на борту, 12 из которых были членами экипажа, рухнуло на жилой квартал. Жертвами трагедии стали прохожие и студенты колледжа, находившиеся в столовой. Погибли более 270 человек. Россиян среди них не было. При этом одному пассажиру удалось выжить — им оказался 40-летний гражданин Великобритании. По его словам, в самолете он сидел на месте 11A в носовой части.