Верховный суд оставил Байкал во власти ЦБК
Верховный суд отклонил иск экологических организаций, которые требовали признать незаконным постановление правительства России, разрешающее производство целлюлозы, бумаги и картона на берегу Байкала
Читать на полной версии- Состав воды Байкала пополнили фенолы и хлориды
- Правительство считает, что Байкалу ничто не угрожает
- Экологи не сдаются
Верховный суд России сегодня, 17 июня, отклонил иск экологических организаций, которые требовали признать незаконным постановление правительства России, разрешающее производство целлюлозы, бумаги и картона на берегу Байкала. Фактически истцы просили запретить работу Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), который, по их мнению, загрязняет уникальный по своей чистоте водоем.
С иском о признании недействующим постановление № 1 правительства от 13 января 2010 года в суд обратился координатор Союза экологических общественных организаций Андрей Маргулев и российское отделение Greenpeace.
Они утверждали, что документ противоречит федеральным законам «О санитарно-эпидемиологических нормах», «Об охране окружающей среды» и «Об охране Байкала», а также конвенции ЮНЕСКО.
Состав воды Байкала пополнили фенолы и хлориды
Экологи заявили, что отходы БЦБК негативно влияют на дыхательную систему людей, репродуктивную способность женщин, а также имеют ряд побочных эффектов, не учитываемых государственным контролем. Кроме того, как указали заявители, комбинат складировал отходы и на берегу озера.
По данным представлявшего интересы Андрея Маргулева в суде Анатолия Сумбаева, Байкальский ЦБК до приостановления работы в 2008 года сбрасывал в озеро ежегодно около 30–40 млн кубометров загрязненной воды с большой концентрацией вредных веществ — фенолов и хлоридов.
БЦБК, расположенный в городе Байкальске Иркутской области на западном берегу озера Байкал был запущен в эксплуатацию в 1966 году. Предприятие выпускает вискозную целлюлозу, оберточную бумагу и т. д. До осени 2008 года комбинат считался одним из основных загрязнителей воды Байкала. В сентябре 2008 года по требованию Минприроды РФ комбинат перешел на замкнутый цикл водооборота, чтобы исключить загрязнение озера. Вскоре предприятие, которое при замкнутом цикле может производить только нерентабельную небеленую целлюлозу, остановилось. В начале лета 2009 года была начата процедура его банкротства. По данным Википедии, к этому времени численность работников БЦБК сократилась с 2230 до 1600 человек, а долги предприятия составили 1,2 млрд рублей. Весной 2010 года после выхода постановления правительства России работа ЦБК возобновилась.
В настоящее время, 49% акций Байкальского ЦБК принадлежит Росимуществу, 25,2% — компании «Континенталь Менеджмент», входящей в холдинг «Базовый элемент» Олега Дерипаски, и 25,07% — «Континенталь Инвест» предпринимателя Николая Макарова. Ранее структуры Олега Дерипаски заявили о готовности передать свои акции комбината администрации Байкальска.
В суде экологи указали, что производство целлюлозы, бумаги и картона было запрещено еще в 2001 году постановлением правительства № 643. Этот документ установил перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. «Однако комбинат в течение семи лет незаконно продолжал работу», — рассказал BFM.ru Андрей Маргулев.
По его мнению, постановление правительства, по сути, было принято в интересах одного-единственного предприятия — БЦБК. «Это следует из пояснительной записки к принятому документу», — отметил эколог.
Руководитель программы по особо охраняемым природоохранным территориям «Гринпис Россия» Михаил Крейндлин отметил, что оспариваемый заявителями документ «создает правовую основу для бесконтрольного сброса отходов в Байкал» и «приведет к деградации объекта природного наследия». Эколог указал, что многолетняя деятельность ЦБК уже привела к необратимым последствиям в южной части озера.
Правительство считает, что Байкалу ничто не угрожает
Представители правительства РФ, в свою очередь, заявили, что опасность Байкалу не угрожает. По словам представлявшей интересы ответчика Екатерины Раевской, в августе 2012 года комбинат должен перейти на замкнутый цикл работы, а к 2016 году обязан будет вообще прекратить сток в озеро своих отходов. «Акт не имеет прямого действия и без разрешительной документации контролирующих органов не сможет работать», — заявила Раевская на заседании суда.
Участвующая в заседании представитель Генпрокуратуры России (это ведомство осуществляет надзор за соблюдением законов, — BFM.ru) утверждала, что постановление правительства РФ не противоречит законодательству и нормативным актам. По мнению прокурора, закон позволяет сбрасывать вредные вещества в Байкал в случае, если это не приведет к превышению предельной концентрации вредных веществ в воде. А за этим должен вестись контроль.
Для того, чтобы вынести решение судье Владимиру Зайцеву потребовалось не больше десяти минут. При этом была оглашена лишь его резолютивная часть.
Приехавшие в суд поддержать заявителей активисты экологических организаций восприняли решение суда весьма эмоционально: «Это позор, варварство!», — выразили молодые люди свое отношение к случившемуся.
Андрей Маргулев заявил, что решение не стало для него неожиданным. «В последнее время суды не выносят решения, отменяющие постановления путинского правительства», — сказал эколог BFM.ru. Он отметил, что намерен добиваться отмены «несправедливого и незаконного» судебного акта в кассационной коллегии Верховного суда России.
Михаил Крейндлин заявил, что возобновление работы БЦБК приведет к сбросу порядка 10 тысяч тонн органических и неорганических отходов в год. Представитель «Гринпис Россия» пообещал, что на запланированном в июле Ежегодном заседании Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО организация намерена поставить вопрос о переводе озера Байкал из категории «объект всемирного наследия ЮНЕСКО» в категорию «объект всемирного наследия под угрозой».