Союз пациентов поспорил с Минздравом о перечне жизненно важных препаратов
Организация направила письмо, в котором критикуют работу комиссии. По их мнению, в том числе снижается эффективность расходования бюджетных средств
Читать на полной версииОбновлено в 17:13
Союз пациентов направил письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина. В нем союз критикует работу комиссии Минздрава по формированию перечней лекарств и минимального ассортимента препаратов для медицинской помощи.
Авторы считают, что члены ведомственной комиссии зачастую вольно трактуют законодательство, поэтому выступают против включения инновационной терапии. Например, комиссия хочет учитывать наличие препарата в клинических рекомендациях, хотя ФАС считает, что рекомендации влиять не должны. При этом снижается эффективность расходования бюджетных средств: в 2024 году бюджеты разных уровней не смогли сэкономить на закупках лекарств около 3 млрд рублей. Вот что рассказал Бизнес ФМ сопредседатель Всероссийского союза пациентов, председатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Ян Власов:
Ян Власов сопредседатель Всероссийского союза пациентов, председатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре «Речь идет о работе комиссии по ЖНВЛП, в этой комиссии существуют правила, которые позволяют инновационным лекарственным препаратам проходить в государственные программы, что обеспечивает их закупку. Из-за того, что возникает турбуленция в работе самой комиссии, на наш взгляд, эта турбуленция управляема именно Минздравом, у нас формируются достаточно трудные условия для вхождения инновационных препаратов на отечественный рынок. Вопрос, связанный с неэффективностью работы этой комиссии, которая приводит к тому, что мы тратим дополнительные деньги, а не экономим. Этот вопрос был озвучен на комиссии представителями ФАС, но мы их, безусловно, поддерживаем. Кроме того, есть такая проблема, как закон «второй лишний». Сейчас он причесан в некотором смысле, то есть сформировалось два списка препаратов, на которые нет альтернативы, это один список — вакцины, антибиотики кое-какие, и второй список — все остальные. Но смысл самого этого закона в том, что, если есть отечественный препарат или препарат, производящийся по полному циклу на территории РФ, то иностранный препарат может даже не участвовать в аукционах. Почему мы против такого подхода? Во-первых, это монополизация рынка отечественными препаратами не всегда проверенных компаний, во-вторых, это препятствие для повышения качества лекарственного препарата и препятствие для инновационных лекарственных препаратов».
Почему комиссия Минздрава, которая формирует перечень жизненно важных препаратов, вынуждена отказывать во включении туда некоторых инновационных лекарств? Объясняет профессор Сколковского института науки и технологий «Сколтех» Дмитрий Кулиш:
Дмитрий Кулиш профессор Сколковского института науки и технологий «Сколтех» «Союз пациентов спасает жизни людей больных орфанными заболеваниями. Они организовали специальную комиссию Минздрава, на которой профильные специалисты признали, что есть определенные препараты, которые будут спасать жизни пациентов с орфанными заболеваниями. И тут, как айсберг перед «Титаником», всплывает доказательная медицина. С одной стороны, это основа всего, что происходит, мы можем тратить общественные деньги только на те лекарства, эффективность которых и безопасность доказаны против конкретного заболеваниях в клинических исследованиях. С другой стороны, сегодня доказательная медицина перекручена дельцами и мошенниками. Огромное количество клинических исследований подделано или сделано некачественно, и тут начинается беда. Люди, которые сидят на совете по ЖНВЛП, — это специалисты и светочи доказательной медицины. Союз пациентов вместе с профильной комиссией Минздрава приносит на комитет по ЖНВЛП препараты и говорит: внесите их нам в список ЖНВЛП по таким-то показаниям. На что люди, сидящие на комиссии, говорят, подождите, а клинических данных-то нет, ведь никто не проводил клинические исследования этого препарата в этом заболевании. На что все начинают бегать и кричать: а экспертная комиссия подтвердила, что будет лечить, а людей надо спасать. А профессионал, который сидит на комиссии по ЖНВЛП, не может на это вестись, у него работа такая. С одной стороны, я на стороне Совета пациентов, надо принять здравый смысл и этику и спасать 400 орфанных пациентов любыми методами, тем более, что экспертная комиссия это подтверждает. С другой стороны, надо признать сложность происходящего и надо признать, когда мы сейчас сломаем механизмы доказательной медицины, которые держат как 30% комиссии ЖНВЛП, после этого случится еще много всяких неприятностей, через эту комиссию пойдут гомеопатические средства, пойдут некачественные средства».
Как пишет газета «Ведомости», в Минздраве подтвердили, что обращение Союза пациентов находится на рассмотрении в ведомстве.