Граждане все чаще жалуются на нарушителей ПДД
Количество обращений за прошлый год выросло почти на 30%. В 11 регионах за это есть материальное поощрение. Сами жалобы не всегда являются оправданными
Читать на полной версииКоличество жалоб на нарушителей ПДД за прошлый год выросло почти на 30%. Это данные Научного центра безопасности дорожного движения МВД. Всего граждане прислали больше 300 тысяч жалоб с фотографиями и видео. И нарушители были привлечены к ответственности по результатам обработки пятой части таких жалоб. Граждане, например, жалуются на пьяных водителей, шумный транспорт. Жалобы они направляют по телефону, через сайты полиции или в местные паблики.
В 11 регионах за это есть материальное поощрение. В 2023 году таких регионов было пять. Например, в Амурской и Брянской областях, если водитель, на которого пожаловались, был привлечен к ответственности за вождение в пьяном виде, автору жалобы выплатят 5 тысяч рублей. Связан ли рост числа жалоб с материальным поощрением? Рассуждает автоэксперт, эксперт рабочей группы при правительстве по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов:
Дмитрий Попов автоэксперт, эксперт рабочей группы при правительстве по законодательству в сфере безопасности дорожного движения «Активность регионов по введению поощрений вряд ли оказала такое суровое влияние, потому что всего несколько регионов ввели это материальное поощрение. Очень опасно, если повсеместно ввести материальное поощрение, оно может выродиться в способ ведения войны со своим нерадивым соседом или конкурентом на парковке и так далее. Поэтому вряд ли существенно влияет поощрение за информирование о совершении административного правонарушения или за управление в состоянии алкогольного опьянения. Я думаю, что в значительной степени влияет в том числе и определенный медийно-пропагандистский эффект, потому что от раза к разу говорится, что существует форма установления факта административного правонарушения. Она предусмотрена кодексом, по заявлениям граждан, когда можно написать жалобу, обратиться в ГАИ, указать. В случае с алкогольным опьянением ситуация несколько жестче, потому что она связана с тем, что нужно оперативно реагировать. То есть, если вы сейчас выявили, то вы должны позвонить и сообщить об этом. Еще несколько лет тому назад я один раз попытался позвонить по известному номеру и сообщить, что я точно вижу, что водитель, который сейчас садится за руль, перед этим принимал алкогольные напитки, и тогда мне диспетчер сказала: и что мне делать с этой информацией? Убежден, что сейчас перенастроена работа этих диспетчерских служб. Если вы позвоните и сообщите, что водитель в состоянии алкогольного опьянения или совершается какое-то другое нарушение, я думаю, что они будут реагировать на эту историю».
Жалобы граждан не всегда являются оправданными, отмечает директор Национального общественного центра безопасности движения, руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев:
По материалам обращения гражданина нельзя вынести решение в автоматическом режиме, как по данным с камеры, — инспектор ГИБДД должен провести расследование. Эксперты отмечают, что автомобилисты с годами все больше пользуются видеорегистраторами, ролики с которых часто потом направляются в полицию, — этим можно объяснить рост числа сообщений.