Обновлено в 17:30

Генпрокуратура подала иск о передаче государству принадлежащих миллиардеру Константину Струкову акций ПАО «Южуралзолото группа компаний». А также 100% долей в уставном капитале ООО «Управляющая компания ЮГК». Как сказано в иске, Струков, являясь депутатом, а затем и вице-спикером регионального Заксобрания, нарушил запрет заниматься предпринимательской деятельностью. И через процедуру банкротства завладел имуществом компании «Южуралзолото», создав ПАО «ЮГК». Прокуратура также требует передать государству еще около 10 компаний, оформленных на дочь Струкова, гражданку Швейцарии, и доверенных лиц. В чем претензии к Струкову, что будет с компанией и не затронет ли это миноритариев?

66-летний Константин Струков — 78-й номер российского списка Forbes с состоянием почти в два млрд долларов, несколько лет назад также возглавлял и список богатейших госслужащих в России. Журнал описывал его так: в студенчестве влюбился в горное дело, прошел путь от простого старателя до руководителя золотодобывающей артели в Казахстане. А после развала Союза, вернувшись в Россию, арендовал затопленную шахту бывшего госкомбината «Южуралзолото», восстановил там добычу и получил предложение возглавить предприятие, а к концу 90-х — взял его под свой контроль. В 2000-м стал депутатом регионального парламента, а в 2017-м — вице-спикером. При этом Струков состоит в комитете по экологии и природопользованию. Как считает Генпрокуратура, это давало ему возможность вводить выгодное его бизнесу нормативное регулирование и получать незаконные преференции.

Как рассказывает главный редактор Бизнес ФМ — Челябинск Андрей Фролов, еще год назад появились иски к «Южуралзолоту» по поводу загрязнения окружающей среды. А в конце 2024 года Струков продал 22% акций ЮГК компании, входящей в группу «Газпромбанка»:

Андрей Фролов главный редактор Бизнес ФМ — Челябинск «Год назад уже говорили о том, что после дел с национализацией «Макфы» и «Арианта» в Челябинской области это крупнейшие холдинги следующим будет ЮГК. Так оно и получилось. Сначала вроде бы Струкову удалось договориться, он уступил 20% акций компании, но сейчас прокуратура объявила, что Струков не имел права заниматься предпринимательской деятельностью будучи депутатом Заксобрания и нужно изъять его собственность в доход государства. Огромная компания, у которой несколько точек в Челябинской области, — это карьеры, где добывается золото, это обогатительная фабрика».

По разным основаниям в последние годы многие компании прошли полный цикл смены собственников, включая этап национализации. Это в том числе автодилер «Рольф», производитель макаронных изделий «Макфа», Ивановский завод тяжелого станкостроения, агрохолдинг «Ариант», «Кубань-вино». По собственным заявлениям «Южуралзолота», у него четвертое место в стране по объему добычи и второе по ресурсной базе. Это не первый прецедент с изъятием в доход государства пакета акций предприятия, которое торгуется на бирже. Вспомним громкую историю с Соликамским магниевым заводом, когда прокуратура, заявив о его незаконной приватизации, предложила изъять в пользу государства не только акции основных владельцев, но и частных инвесторов, которые купили акции на Мосбирже. Биржа и ЦБ выступили в поддержку миноритариев, и суд отменил решение. И сейчас в претензиях Генпрокуратуры речь только о пакете Струкова — это, по данным СМИ, почти 67%. Говорит управляющий партнер Goltsblat Partners, профессор ВШЭ Андрей Гольцблат:

Андрей Гольцблат управляющий партнер Goltsblat Partners «Потому что, когда изымались акции Соликамского магниевого завода, прокуратура, наверное, не совсем понимала, что есть еще миноритарии, которые приобрели акции добросовестно на бирже. В данном случае, учтя опыт предыдущий, прокуратура изымает только его пакет, потому что ведь free-float в свободном обращении тоже 10 с чем-то процентов акций у этой компании находится. Остальные 22%, насколько я понимаю, у структур Газпромбанка. Поэтому я думаю, что, как и в других резонансных делах, таких как «Макфа» и остальные, будет изъят пакет. Что дальше с ним будет, я не знаю, возможно, структурам Газпромбанка отойдет или еще кому-нибудь продадут».

Первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин уже заявил: надо следить, чтобы права розничных акционеров не были ущемлены. Но веселого для частных инвесторов мало: в среду на фоне обысков акции ЮГК падали на 13%, в четвергах на новостях от прокуратуры — в моменте теряли 17%. Кроме того, аналитики отмечают, что возрастают риски, связанные с корпоративным управлением.