Закон о маркетплейсах изменится в пользу продавцов
Площадки больше не смогут заставлять селлеров участвовать в акциях, блокировать карточки без предупреждения или занижать позиции товаров. Обновленный закон вводит механизм досудебных споров и готовит рынок к продаже товаров «18+» с биометрической проверкой. Вступление новых норм отложено до 2027 года
Читать на полной версииМинэкономики доработало законопроект о работе маркетплейсов после критики со стороны бизнеса. Новая версия, кажется, понравилась всем, кроме торговых площадок.
В обновленном проекте закона главным новшеством стало регулирование скидок и так называемых автоакций. Одно от другого стоит отличать: скидки идут за счет маркетплейса и не приносят убытков продавцу, а вот автоакции — это распродажи, неучастие в которых раньше было чревато проблемами, говорит крупный продавец маркетплейса с оборотом более 50 млн рублей в месяц:
— Скидка — это когда вы установили цену в тысячу рублей, а сама площадка устанавливает скидку за свой счет 20% и у вас товар вместо тысячи становится 800 рублей. Но скидка 20% идет со стороны самой площадки — это, наоборот, плюс для покупателя и для продавца, потому что она идет за счет маркетплейса. А акция — когда маркетплейс заставляет участвовать в той или иной акции, снижать стоимость для селлера. Исходя из этого, если вы не участвуете в акциях, то ваши карточки пессимизируются и так далее. Сейчас обязательное требование участвовать в акциях и снижать стоимость данный законопроект регулирует, и получается, нет обязательства участвовать в акциях, чтобы ваши карточки ранжировались хуже или лучше на маркетплейсах.
— Теперь площадка этого делать не имеет права?
— Сейчас такой пессимизации карточек за неучастие в акциях нет.
В новой версии законопроекта также появилось право у правительства требовать отображения корректных сведений о цене в карточке товара. Сейчас на площадках есть специальные скидки при оплате картами банков, принадлежащих самим маркетплейсам. И эти скидки публикуются как цена товара. Такая практика, посчитали в правительстве, может быть скрытым навязыванием банковских услуг. К слову, ФАС выдала предписание о запрете на снижение позиций в связи с неучастием в автоакциях еще несколько недель назад, и маркетплейсы отменили эту практику заранее — еще до появления законопроекта.
Некоторые другие новшества мы обсудили с продавцом на Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркете» Кристиной — у нее товары для рукоделия:
— Санкции, которые вводятся в отношении нас, — это что? Это штрафы, которые нам начисляются? Если так, то в такой ситуации — это огромный массив информации, который будет поступать нам дополнительно от площадок. Если санкции — это, например, блокировка, то да, в такой ситуации было бы неплохо заранее знать о том, что тебя блокируют или какие-то твои карточки убирают из продажи.
— Создание системы досудебного разрешения споров, жалоба рассматривается до 15 дней.
— Это уже введено. Я активно жалуюсь на работу площадок — например, на подмену товаров в возвратах, на выдачу возвратов по бумагам, но невыдачу их по факту и так далее. Я тот самый продавец, который ведет видеофиксацию каждого шага и подает соответствующие жалобы. Пока все было хорошо. Достаточно быстро это происходит — максимум за два дня решение принимается относительно компенсации.
Еще одно важное изменение — маркетплейсам разрешат продавать товары «18+» при условии подтверждения возраста покупателя через биометрию. Это энергетики, пиротехника, книги с материалами для взрослых и так далее. Как именно это будет происходить, до конца непонятно — есть предположение, что через техническую привязку к «Госуслугам» и приложениям банков, говорит гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:
Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «Объективно — интегрировать непосредственно «Госуслуги» в сайт маркетплейса, я думаю, что это технически достаточно длинная задача, но при этом достаточно простая. Я думаю, что силами нескольких специалистов эту задачу можно совершенно спокойно решить. Это точно совершенно не стоит десятки миллионов или миллиардов рублей. Я думаю, что одно из важнейших нововведений, которое там предполагается, — это введение обязательного срока ответа на претензии со стороны продавцов в течение 15 дней. Продавец, допустим, потерял товар на складе, получил какой-то штраф, затем в течение нескольких месяцев пытается доказать, что он ничего не нарушал. При этом проблема не решается. В итоге растет количество дел в суде. Сейчас ситуация начала в последний год немножечко нормализовываться, но проблема все равно остается крайне актуальной».
В Ozon поправки к закону о маркетплейсах комментировать не стали. В пресс-службе Wildberries и Russ заявили, что новая редакция законопроекта во многом сбалансирована и учитывает позицию участников рынка. Там заметили, что многие положения законопроекта уже и так работают: например, площадка «заранее уведомляет партнеров в случае изменения бизнес-процессов». Как раз время на их отладку хочет дать и кабмин — дату вступления новых правил в силу предложено сдвинуть на 1 марта 2027 года.
Открытие счета в Вайлдберриз банке не будет обязательным условием регистрации новых продавцов Wildberries. Компания скорректировала процесс проверки новых продавцов и внесла изменения в пункты оферты, пишет ТАСС. Новый процесс проверки будет проводиться без открытия банковского счета, но в том числе на стороне Вайлдберриз банка.