Суда у Ормузского пролива передают необычные сообщения, чтобы предотвратить нападения
В июне во время ирано-израильского конфликта полсотни судов отправили такие собщения, как, например, «Российская нефть» или «Китайская собственность». Но такое ноу-хау может иметь неприятные последствия для самих судов, отмечает эксперт Бизнес ФМ
Читать на полной версииВ Ормузском проливе проходящие суда подают необычные сигналы. Коммерческие суда идут на разные ухищрения, чтобы избежать возможных атак со стороны Ирана, сообщает агентство Reuters со ссылкой на компанию Windward и данные мониторинга. За время последнего конфликта Израиля и Ирана, с 12 по 24 июня, полсотни судов отправили больше 100 необычных сообщений, например «Российская нефть» или «Китайская собственность». Контейнеровоз «Ян Сян Фа Зан» под флагом Панамы транслировал фразу «Все китайское», а танкер «Кота Кабар» под флагом Сингапура передавал фразу «Не связан с Израилем».
В компании Windward считают, что судовладельцы опасались атак Ирана на суда, связанные с США и Израилем. А указание на принадлежность к России или Китаю считается защитой. Однако такое ноу-хау может иметь неприятные последствия для самих судов, говорит управляющий партнер адвокатскго бюро Санкт Петербурга «Инмарин» Кирилл Маслов:
— С точки зрения конвенционного регулирования морского права, конечно, AIS tracker — это то, что должно работать исправно и передавать фактическую информацию о судне, его национальности, принадлежности, курсе, которым оно следует. И в передовых практиках компаний, когда проводится комплаенс в отношении того или иного судна, учитываются переданные данные AIS, и достаточно легко высчитывается, если есть какие-то разрывы в передаче информации. Но в последнее время ситуационно мы постоянно наблюдаем работу владельцев по управлению системы AIS, передаче разных сообщений, и сейчас это все чаще и чаще происходит с тем, чтобы снизить различные риски, которые могут быть в отношении судна. Это внеплановый осмотр, задержание или риски, связанные с военными конфликтами, да, такое есть сейчас.
— То есть это никак не наказывается? В принципе так делать нельзя?
— Вы знаете, это с точки зрения коммерческой эксплуатации может создавать риски для владельца, когда будет проверяться судно на предмет захода в какую-то зону, на предмет исправной подачи уведомлений, сообщений по AIS. Это может повлиять на коммерческую эксплуатацию, на принятие решения по чартеру в отношении этого судна.
— Какие могут быть последствия в таком случае?
— Судно не будет принято в очередной чартер. Отменят чартер, отменят перевозку на этом судне.
— Тогда ему придется вернуться в порт приписки?
— Не обязательно в порт приписки, но это значит, что ему нужно будет выбирать какой-то другой рейс, искать другого фрахтователя.
— Часто такое бывает на практике или сложно сказать, что такие санкции к ним применяют?
— В последнее время это достаточно часто, мы видим такие случаи и на Балтике, это начало происходить в Ормузском проливе. Сейчас это распространенная практика управления работой AIS с тем, чтобы избежать каких-то рисков, минимизировать эти риски.
Как отмечают в компании Windward, необычные сообщения от судов встречались раньше в акватории Красного моря, где действуют хуситы. Однако в Персидском заливе такое явление наблюдается впервые.