Обновлено в 14:00

Минэкономики доработало проект закона о маркетплейсах. В нем скорректирован порядок предоставления скидок, изменены условия договоров с партнерами, а у правительства будет право требовать отображения цен на товары. Дату вступления новых правил в силу предложили сдвинуть на 1 марта 2027 года, чтобы дать платформам время на донастройку всех бизнес-процессов.

Правительственная комиссия должна рассмотреть документ 30 июня. Его финальная версия серьезно изменилась с учетом предложений бизнеса и общественности, сказал вице-премьер Дмитрий Григоренко.

Единый для всех цифровых платформ документ начали готовить в сентябре 2024 года. Одним из самых острых вопросов оказался порядок предоставления скидок. Продавцы жаловались, в том числе в эфире Бизнес ФМ, что маркетплейс навязывает им скидку, например, во время распродаж и если они не успевают отследить принудительное снижение цены, то уже не могут это отменить. Поэтому часто вынуждены продавать товар ниже себестоимости.

В итоге сохранено право партнера в любой момент отказаться от скидок за свой счет и запретить участие его товаров в подобных акциях, а платформа обязана раскрывать порядок предоставления любых скидок в договоре с партнером.

Сокращен срок уведомления о скидке за счет партнера: раньше это были 14 календарных дней, теперь — пять рабочих. Зато исключили запрет на «молчаливое согласие» продавца на снижение цены. Если партнер установил минимальную цену продажи своих товаров за свой счет, для применения скидок ниже этой цены потребуется его «активное» согласие.

Кроме этого, документ отменяет обязанность маркетплейсов указывать в карточке товара информацию о том, что он подлежит обязательной сертификации. Это требование планируют вернуть позже. Еще один важный пункт — ограничение частоты изменений оферты не чаще одного раза в три месяца — заменен обязанностью платформ сообщать партнерам о предстоящих изменениях за 45 дней. Предполагается, что это достаточный срок для адаптации партнеров.

Маркетплейсам разрешат продавать товары с возрастными ограничениями при условии подтверждения возраста покупателя через биометрию. Речь, в частности, идет об энергетиках, пиротехнике, книгах «18+», но не об алкоголе и табаке, пояснил газете «Ведомости» источник, близкий к правительству.

Текущая редакция законопроекта во многом сбалансирована регулятором с точки зрения уже внесенных в нее поправок, говорит директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России Георгий Багирян:

Георгий Багирян директор Союза электронной торговли, член Общественного совета при ФАС России «Все это уже обсуждается достаточно давно. Среди наиболее важных вещей — это те вопросы, которые касаются, условно говоря, основных принципов гражданского права. Они подразумевают, что в рамках взаимоотношений между сторонами договора — с одной стороны маркетплейс, с другой стороны партнеры-селлеры — должна быть правовая определенность того, в какой момент и в каком порядке будут вводиться штрафные станции. Должны быть четкие условия, по которым понятно, как работать и одним, и другим. Это было самое главное, потому что селлеры сталкивались с тем, что их штрафовали непонятно по какой причине, они не могли это оспаривать, селлерам ухудшали условия ведения бизнеса без достаточного времени, чтобы они могли адаптировать свои бизнес-процессы. То есть базовые вещи, которые, казалось бы, должны быть четко прописаны. И это не то место, где крупные платформы могут злоупотреблять своими ресурсами, возможностями, доминирующим положением и так далее. То есть сейчас законопроект решает эти вопросы, это очень здорово».

Для продавцов на маркетплейсах есть два вида дисконта — «скидка» и «акция», пояснили Бизнес ФМ селлеры. Именно в части разного рода «акций» и произошли изменения. Поправки в законе о маркетплейсах здесь сделаны в пользу продавцов, а не площадки. Неожиданных дисконтов в убыток продавцу, по идее, больше быть не должно. С другой стороны, скидки, которые маркетплейс делает за свой счет, остаются

Некоторые новшества Бизнес ФМ обсудила с продавцом на Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркете» Кристиной, у нее товары для рукоделия:

— В общей сложности приятно, что появилась возможность попросить площадку не добавлять мои товары в акцию. Такая функция появилась как на Wildberries, так и на Ozon, «Яндекс», например, этого сам не делает. Здесь важно учитывать нюанс, что это желание не добавляться в акцию — не постоянное, его нужно подкреплять на регулярной основе. Через время эта галочка снимается, и нужно ее идти проставлять заново, что сложно, если карточек много, и это дополнительная работа.

— Еще из новшеств: уведомление продавцов о введении в их отношении санкций за три дня.

— Это штрафы, которые нам начисляются? Если так, в такой ситуации — это огромный массив информации, который будет поступать нам дополнительно от площадок, потому что есть штрафы, с которыми поставщик соглашается. Если санкции — это, например, блокировка, то да, в такой ситуации было бы неплохо заранее знать о том, что тебя блокируют или какие-то твои карточки убирают из продажи.

— Еще из новшеств — создание системы досудебного разрешения споров, жалоба рассматривается до 15 дней, а при обоснованности отмены решения — за 48 часов.

— Это уже введено. Я активно жалуюсь на работу площадок, например на подмену товаров в возвратах, на выдачу возвратов по бумагам, но невыдачу их по факту и так далее. Я тот самый продавец, который ведет видеофиксацию каждого шага, и подаю соответствующие жалобы. Пока все было хорошо. Это происходит быстро, решение относительно компенсации принимается максимум за два дня.

Комментирует крупный продавец маркетплейса с оборотом более 50 млн рублей в месяц. Бизнес ФМ спросила его о том, как будет реализована проверка биометрии:

— Скидка — это когда вы установили цену тысяча рублей, а сама площадка устанавливает скидку за свой счет 20% и у вас товар вместо тысячи становится 800 рублей. Но скидка 20% идет со стороны самой площадки, это, наоборот, плюс для покупателя и для продавца, потому что она идет за счет маркетплейса. А акция — когда маркетплейс заставляет участвовать в той или иной акции, снижать стоимость для селлера. Исходя из этого, если вы не участвуете в акциях, то ваши карточки пессимизируются и так далее. Данный законопроект регулирует обязательное требование участвовать в акциях и снижать стоимость. Получается, нет обязательства участвовать в акциях, чтобы ваши карточки ранжировались хуже или лучше на маркетплейсах.

— Теперь площадка не имеет права этого делать?

— Сейчас нет пессимизации карточек из-за неучастия в акциях.

— Давайте поговорим о биометрии для покупателей, чтобы покупать книги «18+», энергетики, которые тоже только для совершеннолетних с недавних пор в стране, фейерверки. Как это будет реализовано, есть ли какое-то представление?

— Скорее всего, будет регистрация через «Госуслуги», при продаже того или иного товара нужна будет регистрация. Сейчас это как раз один из самых важных пунктов — взаимодействие клиента, маркетплейса и продавца-селлера.

— Что меняется для селлеров?

— Будет идти верификация, и, соответственно, нельзя будет продать тот товар, который невозможно продать несовершеннолетним.

— На селлеров ложатся скрытые или явные расходы на открытие инфраструктуры для биометрии, для ее функционирования?

— Уже произошли изменения, повысилась комиссия по всем категориям на 5%.

— Вы это связываете с запуском механизма биометрии?

— Это непонятно, не знаю.

— С какого числа произошло?

— Две недели назад.

В Ассоциации компаний интернет-торговли считают новую версию документа сбалансированной, говорит ее президент Артем Соколов:

Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли«На мой взгляд, текущая версия законопроекта — это уже устойчивый компромисс, который, по сути, является правильной серединой, правильно распределяющим обязанности и ответственность всех участников этого процесса. В проекте впервые за долгое время решается стержневой вопрос — ответственность за качество товаров. Это вопрос, кто должен предоставлять сертификаты, кто должен их проверять, там очень четко распределяется эта ответственность. Площадки должны запросить все необходимые документы, они не имеют право без этих документов предложить товар к продаже, выставить его на витрину. У продавца есть ответственность за поддельные документы, если он приложил не тот документ или пытался завуалировать или подделать документ. У проверяющего органа есть соответствующие обязанности вплоть до того, что будут даже вводиться новые индикаторы риска, которые позволят контролирующим органам выявлять нарушения такого плана. То есть это переход в форму нового вида цифрового контроля, с одной стороны, со стороны государства, с другой стороны — это новый вид цифрового контроля на самой платформе. Само по себе обсуждение законопроекта уже повлекло за собой изменение рыночной практики. По целому ряду вопросов сами платформы стали уже работать по другим правилам. Это, наверное, уже сама по себе такая большая победа, очень хорошо, что этот диалог сейчас продолжается, все замечания, которые давала наша ассоциация, учтены. Наверное, это один из немногих законопроектов, который действительно прошел по всем общественным процедурам, обсуждение было всесторонним, а значит, и качество документов, на мой взгляд, высокое».

В Ozon поправки к закону о маркетплейсах комментировать не стали. В пресс-службе объединенной компании Wildberries и Russ заявили, что текущая редакция законопроекта во многом сбалансирована и учитывает позицию участников рынка. В Wildberries отметили, что многие положения законопроекта уже и так работают, например WB «заранее уведомляет партнеров в случае, если вынужден принять решение, которое потребует пересмотра партнером своих бизнес-процессов».