Пакистан готов рассмотреть новые поставки нефти из России. Об этом министр нефти Пакистана Али Первез рассказал РИА Новости на ПМЭФ. При этом он добавил, что сейчас есть технические трудности, так как НПЗ Пакистана еще не настроены под тяжелую нефть российской марки Urals.

Насколько это перспективное сотрудничество и какие еще направления актуальны для экспорта российской нефти? Об этом Бизнес ФМ поговорила с ведущим экспертом Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорем Юшковым:

— Вряд ли Пакистан будет покупать много российской нефти разом. Скорее всего, это будут небольшие отдельные партии, но для России в любом случае это позитивно, потому что чем больше будет покупателей в принципе российской нефти, тем больше будет конкуренция. Мы таким образом сможем снижать скидки на нашу нефть. Сейчас скидка составляет где-то 10-13 долларов на каждый баррель, больше 90% нефти уходит фактически в две страны. Это Индия и Китай. Там еще немного берут Венгрия и Словакия, Турция, чуть-чуть Япония, Южная Корея, сахалинскую исключительно нефть, в общем-то, все. То есть у нас концентрация рынков сбыта очень-очень высокая, без скидки мы абсолютно продавать не можем, потому что иначе Пакистан тогда брал бы ближневосточную нефть, иракскую, саудовскую. Вопрос размера скидки — Пакистан сам по себе рынок небольшой, и плюс Пакистан будет брать исключительно для себя, для внутреннего рынка, потому что Индия, например, когда покупает российскую нефть, существенную долю того, что переработала, потом экспортирует в виде нефтепродуктов. Индия, Китай только морским транспортом берут порядка 2 млн баррелей в сутки. Конечно, Пакистан с ними не сравнится.

— Какие еще могут быть актуальные направления для экспорта нашей нефти?

— Конечно, все, что касается Юго-Восточной Азии, Южной Азии опять же, помимо Пакистана. И здесь наиболее перспективным был бы экспорт российских нефтепродуктов. И в этом плане, в общем-то, Россия стратегически может как раз делать ставку именно на это: больше перерабатывать и отправлять готовых нефтепродуктов. Мы, например, поставляем довольно много нефтепродуктов в Бразилию, хотя Бразилия и сама является страной — экспортером нефти, но у них не хватает собственной переработки. То же самое все, что касается Африки, всем нужны нефтепродукты готовые, хотя многие опять же из них являются странами — экспортерами чистой нефти. Раз уж мы торгуем в основном с так называемым Глобальным Югом, вот им зачастую нужны именно конечные нефтепродукты. В отличие от европейцев, американцев, где как раз-таки конечные нефтепродукты были абсолютно не нужны, им нужно было загрузить свои нефтеперерабатывающие предприятия. Во многих странах Глобального Юга не требуется класс экологический «Евро-5», а производство «Еевро-2», «Евро-3» мы можем увеличить, особенно по дизелю, и его экспортировать. Это будет актуально и для Африки, и для Южной Америки, и для Юго-Восточной Азии.

Накануне министр нефти Пакистана Али Первез в кулуарах Петербургского форума указал на ряд сложностей в использовании российской нефти. По его словам, поставки из России занимают больше времени, так как они идут через весь континент. К тому же сорт топлива из Персидского залива, который используют в Пакистане, отличается от российского. А значит, для перехода на российскую нефть НПЗ Пакистана сперва необходимо определить соотношение нефтяной смеси.

Однако глава ведомства напомнил, что часть заводов уже знакомы со спецификой российской нефти, так как в 2023 году страны запустили пилотный проект поставок. По его словам, это позволило заводам выработать методики для оптимизации ее переработки.