Роскомнадзор призывает блогеров удалить всю рекламу, размещенную до 1 сентября 2025 года
Закон о запрете рекламы в запрещенных в России Facebook и Instagram вступает в силу 1 сентября. Для наложения штрафа не будет иметь значения, когда была сделана публикация. Что об этом думают блогеры и кого еще коснется запрет?
Читать на полной версииЗа старую рекламу в соцсетях будут штрафовать, предупредил Роскомнадзор. Старой считается та, что будет размещена до 1 сентября этого года. Ведомство призвало удалить все рекламные интеграции до этой даты. То есть до вступления в силу закона о запрете рекламы в запрещенных в России Facebook и Instagram. Для наложения штрафа не будет иметь значения, когда была сделана публикация. Это относится к любым рекламным интеграциям на запрещенных ресурсах. То есть принадлежащих Meta, признаной экстремистской в России. Оштрафован может быть как распространитель рекламы, так и рекламодатель. Если рекламная публикация не промаркирована, то штраф последует за отсутствие маркировки.
Придется удалять много, говорит врач-терапевт, кардиолог и медицинский блогер Филипп Кузьменко:
Филипп Кузьменко врач-терапевт, кардиолог, медицинский блогер «У меня такая реклама имеется, я не знаю, сколько ее конкретно, но придется прошерстить свой профиль и поудалять оттуда все, что было промаркировано, раз такие у нас пошли законы. Это мера неприятная, я не могу сказать, что я от нее в восторге, но она мне понятна. Государство пытается как можно сильнее обособиться от всех иностранных площадок, чтобы поднимать престиж отечественных площадок, чтобы они тоже приносили больше денег. Наверное, меру можно с натяжкой назвать справедливой, учитывая, как вел себя Facebook в момент начала всех событий 2022 года. Я не могу сказать, что я это поддерживаю, но окей, что ж, будем работать с тем, что есть. Больше всего пострадают именно крупные блогеры, крупные бренды, у которых большие рекламные контракты, большие суммы, но всегда можно найти какие-то обходные пути, заплатить людям неофициально, а они в своем профиле просто как-то намекнут на какой-то бренд. И всем все будет понятно, такой эзопов язык, и будет очень сложно притянуть здесь за рекламу, но понятно, что, если захотят, притянут. Я не знаю, что буду делать, поживем — увидим, посмотрим, как будут развиваться события. Конечно, я не хочу нарушать никакие законы, но и терять рекламные контракты тоже не хочется».
Проблем с удалением рекламы у блогеров и компаний не возникнет. Но дело в том, что закон запрещает рекламные интеграции, деньги от которых идут не Meta, а российским компаниям, поэтому такие штрафы навредят исключительно отечественному бизнесу, считает юрист, основатель Совета блогеров Валерия Рытвина:
Валерия Рытвина юрист, основатель Совета блогеров «В этом я не вижу большой проблемы, потому что, если это рекламная интеграция, она, скорее всего, промаркирована, и обычно автор контента, блогер, удаляет и так через месяц-два рекламную интеграцию, потому что за промаркированный контент нужно подавать отчеты каждый месяц, в этом не заинтересован ни рекламодатель, ни блогер. Другой вопрос — само принятие этой поправки может навредить не столько блогерам, сколько именно малому бизнесу. Для многих ниш это был эффективный инструмент рекламы. В пояснительной записке было указно, что деньги от рекламы на площадках Meta идут в Meta, но это не соответствует действительности. Когда одно ИП, магазин одежды или кафе, заказывает рекламу у российского блогера, у другого ИП, то деньги идут между российскими юрлицами, с которых платятся налоги, по которым делается маркировка, которые развивают российский бизнес. Но никакие деньги, никакая часть от этой транзакции не поступает на счета Meta, это даже технически невозможно. Meta выключила таргет, сама забрала свои ресурсы. Возможность оплаты каких-то инструментов Meta забрала еще до того, как ее запретили в России: ни таргет оплатить, ни платные услуги Meta не оплатить. Поэтому сам принятый закон, к сожалению, принят с недостоверным обоснованием».
Максимальный штраф за нарушение составляет 500 тысяч рублей. Но в Госдуме настроены ужесточить наказание за рекламу на запрещенных ресурсах. Так что размер штрафов еще вырастет.