Обновлено в 19:17

Минцифры предлагает расширить доступ силовых структур к данным пользователей маркетплейсов. Ведомство опубликовало законопроект, который обязывает площадки передавать им персональную информацию о клиентах, в том числе и сведения о покупках. Но исключительно при подозрении на мошенничество. Эксперты отмечают, что законопослушным гражданам переживать не стоит.

Минцифры представило доработанную версию поправок, которые позволят правоохранительным органам получать от маркетплейсов и классифайдов (досок объявлений, как «Авито») более широкий спектр данных о пользователях. Если в мае речь шла в основном о личной информации — имени, номере телефона и адресе электронной почты, указанных при регистрации, и истории покупок, то теперь перечень дополнили техническими сведениями: данные об устройстве, его местоположение, IP-адрес, сим-карта, идентификаторы пользователя браузера и на сайте и другое.

Онлайн-площадки будут передавать данные через систему межведомственного электронного взаимодействия. В Минцифры заявили, что в обновленной версии учли мнение отрасли и заинтересованных ведомств, а расширенный перечень данных поможет эффективнее бороться с мошенничеством и сократит количество повторных запросов. При этом представители бизнеса, как пишет Forbes, сомневаются в его реализации. Во-первых, многие компании не собирают техинформацию ввиду отсутствия собственной мобильной инфраструктуры. Во-вторых, требуемый объем информации сопоставим с тем, что предоставляют операторы связи, что создает дополнительную нагрузку на бизнес. И, в-третьих, в поправках сохранился раскритикованный участниками рынка пункт о передаче данных в течение 24 часов после запроса.

Проблему мошенничества на онлайн-площадках нельзя назвать глобальной, тем не менее есть разные схемы, связанные с недобросовестным поведением потребителей и конкуренцией, — когда одни поставщики «атакуют» других. Процесс передачи данных в правоохранительные органы не должен вызывать существенных проблем, считает гендиректор консалтинговой компании GoOmni Ефим Алдухов:

Ефим Алдухов гендиректор консалтинговой компании GoOmni «Эти данные есть. В случае, если это будет нормальный, систематизированный запрос через какое-то специализированное окно, я думаю, что за 24 часа эти данные можно достаточно спокойно обработать. Другое дело, что на практике, скорее всего, эти данные будут запрашивать достаточно хаотично со стороны разных органов, по разным каналам. И это может иметь не самые легкие пути реализации с технологической точки зрения. С точки зрения доверия к маркетплейсам это практически никак не повлияет, потому что базово любой человек понимает, что в случае необходимости правоохранительные органы могут, так или иначе, получить все данные по его действиям. Это может позитивно сказаться как раз на использовании различных мошеннических схем на маркетплейсах, которые зачастую остаются безнаказанными из-за затянутости и синхронизации данных между правоохранительными органами».

Фактически все персональные данные пользователей и техсведения об их устройствах правоохранительные органы могли получать и ранее. Информация от маркетплейсов и досок-объявлений лишь дополнит эту картину. Но это около +5% к информированности спецслужб по поводу беспокойства граждан, говорит директор технического департамента RТМ Group, эксперт в области информационной безопасности и компьютерной криминалистики Федор Музалевский. Единственное, что в этом проекте новое, — это сведения о покупках:

Федор Музалевский директор технического департамента RТМ Group, эксперт в области информационной безопасности и компьютерной криминалистики «Законопослушным гражданам бояться нечего. Что касается сливов, то они имели место несколько лет назад. Последние изменения в организационной структуре правоохранительных органов, которые касались работы с персональными данными, возможности злоупотребления, — получение этой информации не в интересах следствия, а в каких-то коммерческих или частных интересах, сейчас существенно ограниченно. Скорее всего, данная информация нужна правоохранительным органам для того, чтобы они могли получать взаимосвязь между разными гражданами. То есть, например, с одного IP-адреса осуществляют покупки Иванов и Иванова. Возможно, они связаны. Данный законопроект мне видится абсолютно нормальным, но он не принесет какого-то абсолютного эффекта правоохранительным органам, потому что данных не так уж и много. Принципиально нового ничего правоохранительные органы здесь не получат».

Сейчас передача данных маркетплейсами регулируется рядом законов.

Но четкого перечня передаваемых сведений нет — он определяется в каждом случае отдельно. Если постановление Минцифры примут, документ вступит в силу 1 сентября этого года.