В России стремительно растет спрос на готовую еду
Ежегодно спрос на готовую еду растет на 30-40%, отмечают участники рынка. Эта динамика контрастирует с общим замедлением темпов роста в продуктовом ретейле. Игроки сталкиваются с вызовом: предложение не поспевает за стремительным спросом
Читать на полной версииРост спроса на готовую еду фиксируется в России последние несколько лет. Это наблюдается в продажах как сервисов доставки, так и розничных сетей. На то есть ряд причин. Основная — изменения в образе жизни россиян: они все реже готовят дома, предпочитая экономить время. Также многие, в частности молодежь, предпочитают такой формат из-за нежелания или неумения готовить.
А еще за последние 12 лет количество одиноко проживающих россиян выросло с 14 млн до около 27 млн человек, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров:
Кроме того, формируется большой спрос на здоровую, качественную и разнообразную еду. Покупатели стали чаще выбирать премиальные готовые блюда, приближенные к ресторанному уровню. При этом снижается спрос на бюджетный сегмент. Также растет внимание к составу и срокам годности: ретейлеры все чаще отказываются от продукции с длительным хранением — от 14 дней.
Оборот рынка готовой еды может увеличиться на 30-40% в годовом сопоставлении, говорит фудтех-предприниматель, основатель сервиса «Marco: шеф-повар на каждый день» Дмитрий Пронин. И это на фоне общего замедления темпов роста в продуктовом ретейле. По данным Infoline, совокупная выручка десяти крупнейших FMCG-сетей, среди которых Х5, «Самокат», «Лента» и «Вкусвилл», в январе-марте снизилась почти на 7% в годовом выражении, составив почти 3 трлн рублей. Продолжает Дмитрий Пронин:
Дмитрий Пронин фудтех-предприниматель, основатель сервиса «Marco: шеф-повар на каждый день» «По моим данным, по итогам 2024 года рынок доставки готовой еды составил более 1,5 трлн рублей. И к 2030 году он еще вырастет в два-три раза. Приготовление еды становится уже ремеслом, за которое необходимо платить. Сейчас крупные игроки выделяют отдельную категорию под названием «готовая еда». Этот спрос будет обеспечен как раз крупными игроками, которые сейчас повсеместно запускают свои пищевые производства, потому что идут маржу — это раз. А два — контроль качества и безопасность питания, потому что от других поставщиков проконтролировать это довольно сложно».
Растущий последние несколько лет спрос на готовую еду фиксируют и в «Яндекс Лавке». У них в ассортименте высокая доля кулинарии и готовой еды, в частности и собственной торговой марки. Продолжает руководитель направления готовой еды «Яндекс Лавки» Мария Дмитриева:
Мария Дмитриева руководитель направления готовой еды «Яндекс Лавки» «2024 год по отношению к 2023-му вырос более чем на 70%. С начала этого года мы отмечаем рост — 20-30%. Эти цифры могут варьироваться в зависимости от региона и категорий. Мы совершенно точно видим, как становятся востребованными блюда, которые можно съесть на обед: супы и вторые блюда. Десерты и закуски также показывают рост, но не такой значительный, порядка 15%. Мы адаптируемся к этому росту и интересу потребителя через то, что мы постоянно расширяем свой ассортимент, находим новых партнеров производства, рестораны, которые заводят новые разнообразные позиции на полку».
Эксперты предупреждают, что нехватка производственных мощностей может привести к ухудшению качества и росту цен. Для увеличения объемов выпуска сети активно развивают собственные фабрики-кухни и постоянно оптимизируют логистику.