На границе Казахстана и России снова скопились очереди из грузовиков
Перевозчики рассказывают, что казахстанская таможня вновь начала тщательно досматривать грузы, направляющиеся в Россию. Также введена система электронных очередей
Читать на полной версииВремя ожидания фур на российско-казахстанской границе составляет около трех суток. Перевозчики и российские импортеры несут убытки.
На таможенных пунктах Казахстана недавно заработала электронная очередь. Слот на досмотр стоит около 10 долларов. Система работает небезупречно. К тому же многие перевозчики не были в курсе, они пытаются получить талоны в ускоренном порядке, но досмотр их автомобилей задерживается. Ситуация с электронной очередью, по ожиданиям экспертов, нормализуется в течение месяца.
Но такая неразбериха наложилась и на другой фактор. Таможенники Казахстана стали досматривать грузы, следующие в Россию, особо тщательно, рассказывают перевозчики. Ищут, конечно, и те товары, которые не соответствуют заявленным таможенным накладным. Но особенно те, поставки которых в Россию запрещены западными санкциями. Продолжает старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
Что именно служит сигналом для усиления тщательных поисков санкционки казахстанскими таможенники, не совсем ясно. Зато очевидно, что серьезное удлинение сроков прохождения таможни увеличивает затраты российских перевозчиков. Как сообщает Forbes, день простоя обходится перевозчикам в среднем в 20-25 тысяч рублей. А значит, за месяц у них будет меньший фрахтовый сбор.
Под ударом и компании-импортеры. Производители могут ощущать нехватку комплектующих и сырья. Сроки доставки из Алма-Аты в Москву выросли на треть — до 11-14 дней. Продолжает исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский:
Кирилл Латинский исполнительный директор Transasia Logistics «Есть отдельно взятые торговые компании, есть компании-производители — у них издержки могут быть максимальными. Есть компании, которые могут поставлять по различным госконтрактам товарные позиции внутри страны. Соответственно, они тоже очень жестко привязаны по всем обязательствам — как стоимостным, так и по транзитным срокам доставки. По перевозчикам ситуация тоже неоднородна по рынку. У тех, у кого лизинговый транспорт, издержки максимально большие, у тех, у кого транспорт выкуплен, есть определенный люфт. Есть нюанс, связанный с самим типом транспортных средств. Самый недорогой тентованный транспорт, он массовый. А есть, например, реф-транспорт, стоимость перевозки этим видом транспорта — рефрижераторами — всегда была выше».
В дополнение к автомобильному затору на границе с Казахстаном, на пункте Достык — Алашанькоу, временно приостановлены железнодорожные грузоперевозки, сообщил Бизнес ФМ Георгий Властопуло. Это тоже периодически случается. Спустя время поезда все же выходят, часто уже через другой железнодорожный узел.
Пока ставки автомобильного грузового фрахта не выросли. Поскольку в последнее время импорт в Россию из Китая упал примерно на 15% в товарном выражении, спрос на перевозки не такой уж большой. И перевозчики сегодня рады тому, что есть. Задержки могут отразиться на ценах доставки, если ситуация не стабилизируется в течение нескольких недель, говорят эксперты. Тогда подорожание фрахта может быть в пределах 5-10%.