Обновлено в 20:50

Эмиратский лоукостер Air Arabia начал вывозить застрявших россиян из ОАЭ. Два рейса уже отправлены, у них будет техническая посадка для дозаправки в Ташкенте. Как рассказали в генконсульстве РФ в Дубае, до 20 июня каждый день будут отправляться по два вывозных рейса из Шарджи, один рейс будет выполнен из Абу-Даби. При этом до 20 июня перевозчик не будет выполнять регулярные рейсы между Эмиратами и Россией.

Ранее в генконсульстве отмечали, что сейчас из ОАЭ не могут вылететь около тысячи пассажиров этого перевозчика. Как рассказал вице-президент АТОР по вопросам международного туризма Артур Мурадян, пока не совсем понятно, по какому принципу формируются списки пассажиров:

Артур Мурадян генеральный директор туроператора Space Travel, вице-президент АТОР по вопросам международного туризма «Арабский перевозчик Air Arabia имеет проблемы с облетом закрытого пространства, не справляется с возможностью встать в регулярное расписание, поэтому они отменили регулярную полетную программу, но при этом сегодня два рейса эвакуационных в Москву вывезли, также запланирован в ближайшее время вылет рейса в Екатеринбург. Мы пока не очень понимаем, по какому принципу формируются списки пассажиров на эти рейсы, это полностью прерогатива авиакомпании, кому отдавать предпочтение. Но сложности с этим перевозчиком заключаются в том, что продажа его билетов содержит в себе очень много транзитной перевозки, и сколько дней понадобится и сколько рейсов совершить, чтобы вывезти всех пассажиров, как поступить дальше, мы пока не понимаем. К сожалению, пока поступает информация, что пассажирам, кому они производят, с их слов, возврат, вместо возврата предлагают ваучеры на следующей перелет, это противоречит нашему законодательству, да и мировому».

Ранее более 300 человек эвакуировали из Ирана в Азербайджан, сообщило посольство России в Тегеране.14 июня границу пересекли 88 человек, в том числе съемочная группа Бондарчука, а 15 июня — 225 человек, включая членов семей сотрудников российских загранучреждений и артистов Большого симфонического оркестра имени Чайковского.

Как это происходило, рассказывает член президентского Совета по правам человека, профессор МГИМО Элина Сидоренко. Она, а также представители МГИМО и Института востоковедения РАН приезжали в Иран в рамках просветительской экспедиции БРИКС.

Элина Сидоренкочлен президентского Совета по правам человека, профессор МГИМО«Нас организованно загрузили в достаточно комфортабельные автобусы у посольства России в Иране, перед этим ночь мы провели в бомбоубежище. После этого мы двинулись в дорогу, нас сопровождали посольские машины, до границы мы добрались и потом ожидали открытия границы пограничниками Ирана на протяжении четырех часов. Проходила эта история тоже очень интересно: в финальной стадии это было прохождение специального контроля иранских пограничников. Для этого необходимо каждому одиночно разуться, пройти в специально отведенную административную комнату, там происходили две манипуляции с глазами, видимо, сканировали радужку глаза, после чего они заносили эту информацию в свои компьютеры, никто нас не уведомлял, что конкретно в этот момент происходит, потом нас выпускали через границу. Мы брали свои чемоданы и переходили самостоятельно границу с Азербайджаном по мосту. В Азербайджане проверялись наши паспорта, но как только мы пересекали границу, нас встречали очень доброжелательно, все было замечательно организовано пограничниками, нашим российским посольством в Азербайджане, были накрыты столы, нас кормили, поили горячим чаем, прохладительными напитками. Это была первая за всю эвакуацию забота и предоставление пищи, воды и еды. В целом наша эвакуация длилась сутки, погрузили в автобусы и в сопровождении полицейской машины на небольшой скорости для безопасности. Было очень много детей в автобусах, это были дети представителей посольства. Нас привезли в гостиницу, всех эвакуируемых разместили на территории прекрасного отеля, теперь все ждут самолета».

Среди эвакуированных россиян были и музыканты Большого симфонического оркестра имени Чайковского, всего 51 человек. Они пересекли КПП на границе Ирана с Азербайджаном только около часа ночи и сейчас отсыпаются в гостинице в Баку: вечером им предстоит дать концерт в знак благодарности за помощь властям Азербайджана. Рассказывает жена одного из музыкантов Марина:

— Музыканты спят сладким сном после дороги. Мы очень рады, что благополучно завершились эти мытарства, где-то они в районе 00:30-1:00 пересекли границу, их очень радушно встретили в Азербайджане и повезли в Баку. Они ночью переезжали в Баку, поселили их в хорошем отеле, накормили их, напоили. Люди же сутки голодные ехали, принимающая сторона их очень хорошо встретила, все довольны, и они с удовольствием отыграют вечером концерт в знак благодарности Азербайджану. И такой вишенкой на торте было, когда их поселили в гостиницу, окна которой выходят на посольство Ирана.

— Возвращение когда: после концерта или на следующий день?

— Я точно не знаю, думаю, что 18-го они будут в Москве.

Тем временем российское посольство в Израиле рекомендовало россиянам покинуть эту страну до нормализации обстановки, посоветовав переходить границу с Египтом через круглосуточный погранпереход.

Тревел-журналист, автор телеграм-канала «Одна здесь отдыхаешь?» Елена Титок с 12 июня находилась в Эйлате, где у нее планировалась рабочая поездка по приглашению минтуризма Израиля, но ее отменили. Сейчас Елена смогла перебраться в Иорданию:

Елена Титок тревел-журналист «Сегодня утром мы перешли пограничный пункт между Израилем и Иорданией в районе Эйлата, это в десяти минутах езды от центра города, сухопутная граница, довозят на израильском туристическом автобусе до нее, дальше вы идете пешком, и там вас уже встречает иорданская принимающая сторона. Для нас обо всем договорилось Министерство туризма Израиля, мы связались со своими коллегами, нас встретили и забрали. Сам переход комфортный, никаких проблем, очередей. Перед нами была группа американцев, они тоже выезжали из Израиля. Все прошло быстро, заняло минут 20 в общей сложности. Лишних вопросов не задают, понимают, кто, зачем и почему едет, нам сказали. Говорили, что небо над Иорданией тоже закрыто, но это не совсем так: Иордания закрывает небо на ночь, где-то в районе 9:00 все открывается, по крайней мере, сегодня открылось, но мы это будем проверять уже завтра, у нас десятичасовой рейс на Москву, и мы с нетерпением ждем новостей, состоится ли он».

В непростой ситуации сегодня находятся транзитные клиенты Air Arabia. Те, кто направлялся на отдых в Юго-Восточную Азию, например на Мальдивы, или пытается вернуться оттуда. Елена из Ростова-на-Дону, аэропорт в котором закрыт, должна была вылететь 18 июня из Минвод в Москву. А затем транзитом через Шарджу лететь в Мале (Мальдивы). Перевозчик — авиакомпания Air Arabia — не уведомил заранее клиентку об отмене рейса. Что делать теперь, накануне вылета, Елена не знает:

— Нам нужно было ехать в Минводы, так как у нас аэропорт закрыт, и из Минвод мы летим в Москву, и там рейс. Несколько дней нас мурыжили наши турагенты, ничего не говорили, и сейчас нам дали три варианта. Если мы сейчас пишем отказ от тура, так как нет вылета, потом наши турагенты будут судиться от нашего имени и 99% могут остудить эту сумму за путевку. 1% под вопросом. Второй вариант они предложили: мы сейчас покупаем билеты за свои деньги только в ту сторону за 110 тысяч, и обратно тоже не говорят, как добираться. Третий вариант — будут перебронировать на пять дней, если еще отель даст добро, чтобы оттянуть путевку на пять дней. Мы объясняем, что у нас еще перелет внутренними линиями, мы теряем 50 тысяч на билетах. Дайте нам хоть какую-то бумагу, чтобы мы могли с авиакомпанией связаться. Никто нам ничего не говорит, мы не знаем, что нам дальше делать.

— А вы летите Air Arabia?

— Да.

— Они непосредсвенно прислали отмену рейса?

— Нет, они не прислали отмену рейса, это мы уже сами посмотрели новости, что до 20-го вылетов никаких не будет, и наш турагент сказал — да, рейсов не будет. И на табло мы тоже посмотрели, он отменен. Получается, нам в Минводы надо ехать — это шесть часов на машине, потом на самолете лететь, и потом дальше. И таких денег тоже, купить билеты за 110 тысяч туда и за 100 тысяч обратно, не факт, а потом судиться. Знаете, мы просто пребываем в шоковом состоянии, не знаем, стоит ли нам ехать, и мы теряем деньги на каждом шагу.

Продолжает основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» Дмитрий Арутюнов:

— Труднее обстоит дело с пассажирами, которые у нас на Air Arabia на Мальдивах, например. Там им надо сначала добраться до Дубая и там уже смотреть, как их будет вывозить Air Arabia. Но мы как туроператор их точно не бросим в этой ситуации, если что, задействуем наши отельные возможности по размещению клиентов в транзитном аэропорту Дубая. Как долго будет продолжаться вот эта история с вывозом застрявших клиентов Air Arabia, будет зависеть от того, как долго будет продолжаться конфликт. Авиакомпания планирует, что все-таки к концу месяца они могут восстановить прежние маршруты полетов. Fly Dubai, например, уже практически восстановил всю полетную программу в России, остальные перевозчики тоже выполняют перелеты по альтернативным маршрутам.

— А проблема только с возвратом клиентов?

— С вылетом туда, Эмираты или транзитным образом через Эмираты в страны Азии и Африки — там особо проблем нет, потому что авиакомпания возвращает деньги. Проблема возникает в том, что другая альтернативная перевозка заведомо дороже: помимо собственно билетной части, с которой проще, еще есть и отели, которые, если в начале этой ситуации, еще в конце прошлой недели, они как-то лучше с нами сотрудничали, то сейчас, когда эти аннуляции приняли массовый характер, это отели Мальдивских островов все-таки апеллируют к контрактным договорным условиям, где прописаны штрафные санкции за аннуляцию в какие-то короткие сроки. Мы с этим боремся, пытаясь все-таки минимизировать штрафы с наших туристов либо их вообще избежать.

А вот что рассказала одна из пассажирок, Яна, которой пришлось поменять билеты Air Arabia на «Аэрофлот»:

«Должны были в воскресенье вылететь в Москву из Шарджи авиакомпанией Air Arabia, но она отменила рейс. Мы узнали об этом в субботу утром, начали смотреть, какие есть еще другие варианты, как можно полететь через соседние страны. Билетов не было, мы могли заполнить все данные, но на этапе оплаты возникали различные ошибки, единственный прямой рейс был от компании Emirates стоимостью 2 млн рублей, и мы бы не могли такой рейс себе позволить, поэтому искали различные варианты. В конечном итоге у нас получилось купить билет через Баку, то есть Дубай — Баку — Москва, компания «Аэрофлот», это пять часов до Баку, потом три часа до Москвы».

Росавиация запретила российским авиакомпаниям полеты в воздушном пространстве Израиля, Иордании, Ирака и Ирана до 26 июня. Авиакомпания «Азимут» отменила рейсы из Сочи и Минвод в Тель-Авив на ближайшие два дня.