Госдума возвращается к инициативе штрафов за шумные автомобили и мотоциклы
Такой законопроект вновь появился на повестке Госдумы. Поводом стало появление сертифицированной системы фиксации «Эфир», способной регистрировать звуковое загрязнение. Документ предполагает увеличение штрафов в десять раз, но юристы и эксперты выражают сомнения в достоверности измерений и возможностях обжалования
Читать на полной версииАвтомобилистов хотят штрафовать за шум на дороге. Госдума вернулась к законопроекту, принятому в первом чтении в 2023 году. Это связано с тем, что Росстандарт выдал сертификат на новый комплекс фотовидеофиксации под названием «Эфир», который способен измерять уровень шума на дорогах.
Также предусматривается возможность задержания транспортного средства с демонтированными или модифицированными глушителями. Если документ получит одобрение депутатов, штрафы за шумные авто и мотоциклы вырастут в десять раз.
При этом к точности работы новых приборов у специалистов есть вопросы, отмечает автоюрист Иван Ежиков:
Иван Ежиков автоюрист «То куцее описание, которое приводит Росстандарт в материалах о его сертификации у физиков, например, вызывает вопросы — формулировка описания алгоритма его работы. Я специально поговорил со специалистами. Специалисты сказали, что вот из того описания, которое дано, понять, а как, собственно, вообще технически это будет работать, совершенно невозможно, пока мы не увидим, как он работает на практике. И главное — а как он документирует факт нарушения? Когда мы видим фотографию с машиной, пересекающей линию разметки, мы понимаем: вот зафиксировано нарушение. Система рисует нам траекторию движения — понятная совершенно история. Когда мы видим про превышение скорости, ну окей, там на фотографии это не видно, но понятно, как это определено. А как будет определен уровень звука? Когда машина одна на дороге — тогда да. А когда машин несколько? А когда едет плотный поток? И окей, даже если это будет работать, как это будет задокументировано? То есть едут рядом две машины, которые одинаково шумят. У одной глушитель справа, у другой — слева, и звук идет откуда-то посередине. Как потом автомобилисту доказывать? То есть вот он приходит в суд — а что он туда принесет? Вот эту единственную фотографию из постановления? Какие будут еще материалы? То есть будет там видео со звуком, без звука? Вот к этому аспекту очень много вопросов, и ответы на них мы получим только тогда, когда начнут приходить первые постановления. Оспаривание здесь будет точно такое же, как с любым административным штрафом. И вот тут и будет вопрос: а с чем идти в суд? Как доказать, что ты не козел? Какие контраргументы может привести водитель? Ну никаких».
Согласно законопроекту, штрафы за превышение уровня шума со стороны авто, питбайков и мотоциклов будут устанавливаться для граждан в размере от 5 тысяч рублей. По решению региона уровень штрафа может быть увеличен, но не более чем до 30 тысяч.
Это ощутимый размер штрафа, особенно если учитывать, что на пути проезда автомобиля таких штрафов может быть получено несколько. Но существует давняя проблема оспаривания неправомерно вынесенных автоматических штрафов. Как правило, первые инстанции, несмотря на доводы автолюбителей, всегда признают их виновными. А это значит, водитель должен вести судебные тяжбы, отнимающие много средств и времени. Продолжает автоэксперт, автоблогер, автор проекта «РоговМобиль» Дмитрий Рогов:
Дмитрий Рогов автоэксперт, автоблогер, автор проекта «РоговМобиль» «Чисто теоретически ты получаешь этот штраф, обращаешься даже на «Госуслуги». Можешь написать, что вот это вот неправильно. Но, к сожалению, здесь вот такой момент, на который, я считаю, надо обратить внимание. Судебная система на этом этапе — это же постановление суда: ты через «Госуслуги» подаешь, опротестовывают почти всегда, не задумываясь, в автоматическом режиме тебе скажут, что ты виноват. Я, по крайней мере, статистикой владею — именно из своей практики, своих знакомых, своего широкого круга общения, подписчиков и так далее. Ну, почти всегда в суде первой инстанции скажут: «Ты виноват. Следующий. Не задерживай». Даже при наличии у тебя железобетонных доказательств, что, например, ты машину продал, у тебя есть ДКП, ты сдал ее официальному дилеру — печати, штампы, все как положено. И мало того — ты после того, как сдал, уехал в другую страну, у тебя есть билеты, что ты не был в стране, в прямом смысле были такие случаи. Тебе все равно говорят, что ты виноват, потому что автосалон потом успел на следующий день продать машину, купивший вновь машину успел сделать несколько крупных нарушений на несколько десятков тысяч рублей, и ты все равно потом не докажешь. Тебе нужно подавать в суд, опротестовывать, проходить через всю эту систему. Ну а кто захочет это делать, даже если это 5 тысяч или 10 тысяч рублей — себе дороже будет. Если ты не суперпринципиальный человек, которому надо доказать свою правоту, иначе он жить не сможет дальше, — проще, дешевле заплатить эти 10 тысяч и дальше зарабатывать и в спокойном режиме существовать. К сожалению, есть такая, на мой взгляд, тревожная практика. И с этими камерами, так же как и с другими, будет: ты вынужден будешь оправдываться, причем оправдываться достаточно тяжело».
Пока открытым остается вопрос, будут ли по новому закону штрафовать автолюбителей и мотоциклистов за громкую музыку. В городах это доставляет такой же дискомфорт жителям, как и шумные двигатели.
Сегодня за превышение уровня шума двигателя установлен штраф, согласно статье 8.23 КоАП, — 500 рублей.