Дело о похищении в апреле прошлого года 17-летнего сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского будет рассмотрено в открытом режиме. Такое решение было принято сегодня,15 июня, в ходе предварительного слушания в Гагаринском суде Москвы. Из шести участников киднепинга перед судом предстанут двое уроженцев Грозного: 34-летняя Зарема Датаева и 37-летний Магомед Горчханов. Последний полностью признал вину и написал покаянное письмо отцу похищенного подростка.

На заседание суда вице-президент «Роснефти» Михаил Ставский (сын является его полным тезкой, — BFM.ru ) приехал лично. Выйдя из черного Lexus в сопровождении двух охранников, он сразу же поднялся на второй этаж, где в небольшом зале должно было проходить предварительное слушание.

Вскоре туда же под конвоем доставили подсудимых. Магомед Горчханов — темноволосый, лысеющий мужчина, пытался закрывать лицо носовым платком. Зарема Датаева, голову которой покрывал светло-серый платок, от журналистов не пряталась.

Поскольку предварительное слушание проходит в закрытом режиме, журналистов попросили выйти. Вслед за ними из зала выпроводили мать похищенного юноши, сидевшую на самом последнем ряду. Остаться позволили только отцу-бизнесмену, признанному по делу потерпевшим.

Сына топ-менеджера «Росснефти» пытались украсть дважды

Михаила Ставского-младшего пытались выкрасть дважды. В первый раз злоумышленники подкараулили юношу 24 февраля возле здания Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина на Ленинском проспекте, где учился молодой человек. Тогда один из нападавших поскользнулся, и парню удалось вырваться.

13 апреля 2009 года бандиты повторили попытку, которая на этот раз увенчалась для них успехом. Четверо злоумышленников дождались, когда юноша вышел из института, затолкали его в BMW и скрылись. Согласно материалам дела, вначале Ставского-младшего держали в поселке Алабино Нарофоминского района Подмосковья в арендованном доме. Затем его перевезли в деревню Апрелевка. В плену юноша пробыл чуть больее двух месяцев.

Обстоятельства его освобождения весьма противоречивы. По информации Следственного комитета при прокуратуре России (СКП), Ставский-младший был освобожден ночью 18 июня 2009 года в результате совместной операции следователей следственного управления СКП и оперативных сотрудников департамента уголовного розыска МВД России. Выкуп за заложника не платили. Впрочем, по некоторым данным, никакой спецоперации по освобождению Ставского не было. Преступники надели на голову молодому человеку мешок, посадили в машину и высадили в районе поселка Софьино Нарофоминского района. (Почти так же произошло освобождение похищенного в 2002 году вице-президента ЛУКОЙЛа Сергея Кукуры, — BFM.ru).

Так или иначе, но молодой человек оказался на свободе. А в тот же день по подозрению в причастности к его похищению была задержана 34-летняя Зарема Датаева. Столичное следственное управление СКП РФ предъявило ей обвинение в похищении заведомо несовершеннолетнего, совершенном из корыстных побуждений с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, совершенном организованной группой (часть 2-я статьи 126 УК РФ —от 6 до 15 лет лишения свободы).

В ходе расследования были установлены и другие участники организованной преступной группы (ОПГ), которая с 2007 года специализировалась на похищениях людей. По данным следствия, данная группа похищала в Москве и других регионах России предпринимателей с целью получения выкупа. Полученные деньги использовались для финансирования незаконных вооруженных формирований.

Заказчика так и не вычислили

СКП РФ не сообщает, кто именно был заказчиком похищения 17-летнего Михаила Ставского и сколько денег требовали за его освобождение. «Эта информация не разглашается в интересах следствия», — сообщили BFM.ru в СКП РФ. Однако по сведениям некоторых СМИ, заказчик похищения пытался оказать давление на его отца, рассчитывая получить от него некую услугу или вынудить совершить действия в пользу компании, интересы которой он представлял.

Двое организаторов похищения — бывший сотрудник милиции Андрей Карпов и ранее судимый Виталий Чернобровкин (последний был гражданским мужем Датаевой, — BFM.ru) были убиты в 2009 году. Они оказали вооруженное сопротивление в ходе операции по задержанию. Именно Виталий Чернобровкин приказал выпустить заложника без согласования с заказчиком: узнав о задержании подруги, он решил облегчить ее участь. В этом году в Ингушетии был застрелен еще один участник похищения, некий Багаутдин Далгиев. А в конце марта в Башкирии в ходе спецоперации арестовали пятого участника киднепинга Александра Яшина. Он был тяжело ранен и по сей день находится в больнице.

Что же касается Магомеда Горчханова, который находился в федеральном розыске с августа 2009 года, то его взяли без боя. Это произошло 18 января этого года в селе Плиево Назрановского района, где проживал Горчханов. При приближении сотрудников спецподразделения ФСБ мужчина закрылся в доме и отказался выходить наружу. Его уговорили сдаться представители местной администрации, которых привлекли к ведению переговоров. В этот же день он был этапирован в Москву.

Адвокат Магомеда Горчханова Михаил Карапетян утверждает, что его подзащитный не был участником ОПГ, да и вообще информация о существовании такой бандгруппы сильно преувеличена.

Участник киднепинга покаялся перед отцом жертвы

«Горчханов приехал в Москву из Грозного в 2008 году на заработки, трудился в сфере ЖКХ, подрабатывал в шиномонтаже, но денег все равно не хватало», — рассказал защитник. По словам адвоката, на преступный путь Горчханова толкнуло тяжелое финансовое положение. «В мечете в Москве Горчханов познакомился с Карповым, который вначале помог ему устроиться на работу водителем, а затем предложил заработать денег, которых бы могло хватить на покупку квартиры», — продолжил защитник.

По словам Карапетяна, в ходе следствия Магомед Горчханов признался, что был участником попытки похищения Ставского-младшего в феврале (он наблюдал за окружающей обстановкой, а также подал знак соучастникам, когда юноша вышел из здания университета, — BFM.ru ), а также помогал выкрасть юношу во второй раз. Однако через неделю после захвата юноши Горчханов уехал в Ингушетию и к удержанию заложника отношения не имел.

В суде было озвучено письменное заявление подсудимого. В нем тот извинился перед потерпевшим и заявил, что раскаивается в содеянном. «Мною двигали корыстные мотивы, которые заслуживают порицания и осуждения со стороны общества, — указал Горчханов. — Я приношу извинения семье Михаила Ставского за то, что причинил им страдания». В обращении подсудимый отметил, что сам через три месяца станет отцом и только теперь понял, какие чувства испытывают родители похищенного юноши.

Адвокат Заремы Дадаевой Анна Бюрчиева, в свою очередь, сообщила, что ее подзащитная отрицает причастность к преступлению. «Она ничего не знала о похищении», — заявила защитница. По ее словам, в квартире на Ленинском проспекте, которую снимала Дадаева, действительно обнаружили папку с паспортом похищенного юноши. «Но в этой квартире, помимо нее, проживали и Карпов, и Чернобровкин, и Горчханов», — сказала защитница. По мнению Бюрчиевой, доказательств против Дадаевой совсем немного. В их числе — показания похищенного юноши, который сообщил, что еду ему готовила женщина, которую вроде бы звали Зарема.
Сегодня по ходатайству прокурора суд продлил подсудимым срок содержания под стражей до 4 декабря. Рассмотрение же дела по существу начнется 22 июня. Процесс будет открытым.

Похищенного юношу отослали подальше из Москвы

По словам Михаила Ставского-старшего, на процессе его сын присутствовать не будет. Случившееся вызвало у парня огромный стресс. По мнению бизнесмена, его сын был выбран для похищения «как наиболее незащищенный объект». «Он всегда ходил без охраны», — сказал бизнесмен. Топ-менгеджер «Росснефти» рассказал, что преступники не успели потребовать у него какого-либо выкупа за освобождение ребенка. В этом Ставский не видит ничего удивительного. «Были случаи, когда людей годами держали в заложниках, заставляя родных соглашаться на любые условия», — сказал потерпевший. По мнению Ставского-старшего, то, что его сына отпустили, вовсе не заслуга похитителей, а сотрудников милиции. Последние продемонстрировали «высокий профессионализм», вычислив квартиру, где проживала одна из участниц киднепинга.

Бизнесмен признался, что после этого случая был вынужден обеспечить сына охраной и отослать из Москвы. По некоторым данным, теперь молодой человек учится за границей. Где именно — его отец отказался уточнить.