«Вся Россия сидит в слезах и молится на 70 баллов» — так начинается одно из сообщений выпускников, которые разместила глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина у себя в телеграм-канале. Экзамен по профильной математике прошел 27 мая, и за несколько дней в соцсетях собралось множество негативных отзывов. Школьники, которые на пробных тестах стабильно получали от 85 баллов, теперь надеются хотя бы на 60-70.

Экзамен сохранил привычный формат: первая часть — тест из 12 заданий, а вторая — семь задач с развернутым решением. Главное нововведение этого года — обновленная шкала перевода баллов. Теперь для получения 70 достаточно решить чуть больше трети заданий. Но если первая часть осталась стандартной, то ко второй подготовиться было невозможно, говорят выпускники. В 13-м задании (обычно это простое тригонометрическое уравнение) требовался неочевидный метод решения. В 16-й задаче по экономике выпускники путались в единицах измерения и формулировках. А с 18-й и 19-й даже хорошо подготовленные ученики часто не справлялись.

По словам руководителя федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике Ивана Ященко, особенностью этого года стало большое количество псевдосливов и вирусных роликов с «предсказанием» задач, которые школьники принялись активно разбирать вместо систематического повторения школьной программы:

Иван Ященко руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике «В отличие от задач первой части, в которой все типовые задания и их прототипы опубликованы в открытом банке ФИПИ, задания второй части требуют применения полученных знаний в измененной или новой ситуации. То есть это не шаблонные задания. Они из года в год говорят: «Мы такое задание не видели», «Ой, какой ужас нам попался», «Такого не проходили». А потом мы показывали, что все это есть в учебнике. Любой ребенок, который систематически изучал курс углубленного уровня, а профильный экзамен состоял по курсу углубленного уровня, способен решить такие задачи. Человек приходит потом работать инженером или айтишником: первая часть показывает, что он умеет выполнять типовые операции, а вторая часть показывает, что он при этом еще способен думать. Школьник видит свой вариант в аудитории под камерами все-таки в немножко нервной обстановке. А вариант другого региона видит в интернете вечером дома на диване. Естественно, он кажется немножко проще, особенно когда разбирают его решение».

В Рособрнадзоре рассказали, что в этом году удалось переломить тенденцию к падению количества ребят, которые выбирают профмат, — их стало на 30 тысяч больше, а порог в 60 баллов преодолели почти на 11% больше выпускников — около 61%, или 185 тысяч.

Многим выпускникам казалось, что варианты в этом году упростят, чтобы добрать кадры по техспециальностям. Другие говорят о некой закономерной тенденции: сложный вариант в нечетный год и простой — в четный.

Часто школьники перед экзаменом смотрят на варианты Дальнего Востока — иногда задания совпадают. Так произошло, например, в Пензенской области, рассказывает выпускница Юлия Панькина:

«Первая часть была действительно очень легкая — на 70 баллов смог, я думаю, решить практически каждый. Что касается второй части, 19-е задание было относительно не сильно сложным. Задание было на множество чисел, на среднеарифметическое и на то, чтобы найти наименьший корень, а там много ума не нужно. Скорее всего, у меня уменьшенная тревожность, потому что у людей, которые выходили с экзамена из моего класса, глаза были круглые. У нас были люди, кто решал 13-е задание, пытался решить 16-е, они просто за голову хватались».

Судя по недовольным отзывам, «неудобные» варианты достались Центральной России. От региона к региону они действительно отличаются. В Карачаево-Черкесской Республике, например, вариант был не особо сложным, рассказывает учитель математики школы № 1 станицы Зеленчукской Юлия Капалкина:

— Дети могли решить и решали и брались за все задания второй части.

— Говорят, что вторая часть была архисложная.

— Нет, в нашем регионе не архисложная, я уже третий год в комиссии нахожусь — были и сложнее варианты. Как по мне, задания были достаточно дружественные. Может быть, в каких-то других регионах были более сложные.

— А как объяснить тогда ранжирование по сложности второй части?

— Не могу говорить за другие регионы. Обычно суммарная сложность КИМа по стране должна быть одна и та же. Когда человек не может что-то решить, есть склонность говорить о том, что задание было совершенно нерешаемо. Может быть, дело в серьезности подготовки.

По словам экспертов, апелляций в этом году больше не будет. Это похоже на правду. Нередко и учителя, и репетиторы советуют на нее не идти из-за проверяющих, которые могут указать на другую ошибку.

Официальные результаты ЕГЭ по математике станут известны до 10 июня. Те, кто не смог сдать экзамен в основной день, получат шанс 20 июня. Пересдача возможна только 4 июля.