Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»

Впереди планеты всей Россия стала первой в мире страной, которая признала киберспорт. С 2001 года новый официальный вид спорта развивают на федеральном уровне. Проводятся сборы, соревнования, а наиболее перспективные игроки получают специальные стипендии. Похожие программы теперь действуют и в других странах из первой двадцатки ведущих экономик. Особенно мощный толчок к развитию киберспорт получил в годы пандемии. По скромным прогнозам, к 2030 году объем рынка киберсоревнований должен преодолеть планку в 4 млрд долларов. Но гейминг — это не только многомиллионные призы, но и своего рода социальный феномен. Ведь в соревнованиях могут выступать люди с инвалидностью. И для них клавиатура и мышь — это возможность показать свой талант аудитории почти в полмиллиарда человек.

Фото: EPA/ТАСС

В ногу с цифровым временем   Международный олимпийский комитет долгие годы относился к киберспорту с большим подозрением. Спортивных чиновников смущала этическая составляющая. Во многих популярных играх функционеры разглядели культ немотивированного насилия, который весьма далек от олимпийских ценностей. В ответ на что киберспортсмены призывали МОК быть последовательным и в таком случае исключить из программы Игр метание копья, которое пришло и в легкую атлетику, и в Олимпиады из древнегреческих войн. Наконец, в 2024 году МОК, дабы показать, что он идет в ногу с цифровым временем, официально признал видеоигры олимпийским видом спорта. И даже больше — сразу объявил о проведении первых, пока отдельных от основных, киберспортивных Олимпийских игр. В 2027 году они пройдут в Саудовской Аравии.

Фото: Telegram-канал TeamSpirit Official

Дух победы Самый крупный призовой фонд в киберспорте был зафиксирован у турнира The International, который проводится по игре Dota 2. В 2021 году победителем состязания неожиданно для всех стала российская команда Team Spirit. При общем призовом фонде в 40 млн долларов награда чемпионов составила 18 млн. Кстати, спустя два года Team Spirit снова заняла в этом турнире первое место. У киберсостязаний по другим популярным играм призовой фонд поскромнее. Например, всего 1-2 млн долларов, как у чемпионатов по ставшей культовой в России игре Counter Strike. В 2014 году один из подобных турниров, который проводился в Польше, выиграла все та же Team Spirit, увезя домой 400 тысяч долларов призовых.

Фото: Александр Авилов/АГН «Москва»

Правила перехода Огромные деньги и абсолютно никаких правил. Так можно охарактеризовать ситуацию на трансферном рынке киберспорта. Клубы весьма агрессивно перекупают друг у друга топовых игроков. Даже если геймера удерживает контракт, высококлассные юристы отыщут повод для его расторжения. Игроки переходят из клуба в клуб, а нередко выкупаются и целые команды. При этом стоимость одной слаженной кибербригады из пяти человек может превышать 1 млн долларов. Для индустрии с оборотом 1 млрд в год это вполне приемлемая цена. Тем более что инвесторы торопятся воспользоваться моментом. Ведь в киберспорте уже идут дискуссии о том, что трансферную политику необходимо упорядочить. То есть полностью урегулировать правила перехода игроков, как это сделано, например, в футболе или хоккее.

Фото: Александр Авилов/АГН «Москва»

За ЗОЖ Если геймер — значит, с чипсами и колой на захламленном столе. Этот стереотип уже давно не соответствует действительности. Человека, который абсолютно не следит за здоровьем, в уважаемую киберкоманду не возьмут. Современный амбициозный геймер должен заниматься и обычным спортом, иначе различных профзаболеваний не избежать. Одно из наиболее распространенных — туннельный синдром. Из-за долгой работы с компьютерной мышью может произойти зажатие нерва внутри кисти, что вызывает резкую боль и даже онемение. Надо ли говорить, что это чревато поражением на соревнованиях. Что касается рациона, то едят киберспортсмены лишь то, что им разрешил диетолог команды. Ведь во время ответственного и длительного турнира желудок компьютерного воина должен работать безупречно.

Фото: EPA/ТАСС

Социальный лифт Если и существует страна победившего киберспорта, то это Южная Корея. Топовые игроки там популярны так же, как звезды шоу-бизнеса, а собственная команда по StarCraft есть даже у ВВС. В Южной Корее дети из семей с невысоким достатком обычно не могут претендовать на получение высшего образования, а без диплома, в свою очередь, нереально дорасти до руководящих должностей. Поэтому многие молодые люди воспринимают киберспорт как альтернативную путевку в жизнь. Победы в компьютерных играх — это и есть тот социальный лифт, который может принести деньги и уважение. Местные чемпионы по StarCraft или Overwatch — это в основном дети кассиров, уборщиков и водителей грузовиков. Которые благодаря киберспорту стали на несколько больших шагов ближе к исполнению своей южнокорейской мечты.

Фото: Александр Авилов/АГН «Москва»

Чужая игра Киберспорт называют «новым футболом». Самая преданная и при этом обширная аудитория с увлечением следит в реальном времени за баталиями, которые разворачиваются на виртуальных полях. Интересно, что многие болельщики даже не являются геймерами. Для них кибербитвы — это прежде всего эффектное зрелище. Геймстриминг — то есть трансляция того, как кто-то играет, — давно уже стал самостоятельной индустрией. В пандемию объем кибертрафика вырос на 70%. Во время вынужденного заточения люди посмотрели 28 млрд часов чужой игры. Стримерам же, кроме чувства куража от любимого времяпрепровождения, это принесло неплохой доход. За счет рекламных интеграций и пожертвований подписчиков топовые игроки зарабатывали по 150 тысяч долларов в месяц.