Рынок цифровых книг в России растет. За прошлый год он вырос на 37%, до почти 20 млрд рублей, пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование компании J’son & Partners Consulting. Сегмент составил около 16% всего книжного рынка.

Лидером в рейтинге рынка цифровых книг стала группа компаний «Литрес», на втором месте — «Яндекс Книги». С третьей по шестую строчки — сервисы самиздата, популярность которых за 2024 год выросла на 36%.

О причинах роста и о том, какие жанры пользуются у пользователей большим спросом, говорит директор по стратегическому маркетингу и развитию группы компаний «Литрес» Сергей Анисимов:

Сергей Анисимов директор по стратегическому маркетингу и развитию группы компаний «Литрес» «Пользователи стали читать больше, по данным исследований, уже 46% потребителей контента любого, начиная от музыки и фильмов, заканчивая книгами, читают книги каждую неделю. 33% пользователей делают это в двух форматах и более, мы знаем три формата: текст, аудио, бумажные книги, 33% делают это как минимум в двух форматах. Почему растет популярность цифровых книг? Все дело прежде всего в удобстве. У пользователя все меньше свободного времени, а за последние десять лет оно сократилось в два раза, книги делают потребление удобным прежде всего за счет аудиоформата, который позволяет совмещать чтение с другими занятиями, такими как вождение автомобиля, бег, плаванье. Затем идет фактор удобства поиска и переключения между форматами, стоимость тоже играет не последнюю роль. Сейчас все более популярен подписной контент, что делает потребление книг еще и выгодным. Если говорить о трендах художественной литературы, прежде всего можно выделить набирающую популярность сериального формата — это публикация по главам, и здесь речь идет не только о сегменте самиздата, но еще и об издательском контенте. Также очевидно, что взят курс на азиатский контент, но по-прежнему в топе остаются жанры любовных романов, фэнтези и фантастики, детективы, мистика и хоррор. Если говорить о двух сегментах, которые больше всего выросли, это young adult и комиксы. В нон-фикшн литературе мы видим тренд на хилинг-литературу: это уютная психология, книги, которые дарят исцеление. Психосоматика, ментальное здоровье сейчас популярны. Если брать категории, которые выросли сильнее всего, — это выгорание, личная эффективность и биохакинг».

Что касается сервисов самиздата, то их доля на рынке цифровых книг оценивалась впервые. В топ, помимо «Литреса», вошли «Литнет», Author.Today и «Литмаркет». Всего на крупнейшие платформы самиздата пришлось более четверти рынка — 27%.

Этот сегмент — как и все форматы цифровых книг — продолжат набирать популярность, рынок расширяется, заявляет генеральный директор «Эксмо» Евгений Капьёв:

Евгений Капьёв генеральный директор «Эксмо» «Мы считаем, что рост потребления цифровых книг связан с тем, что люди стали больше читать. Во-вторых, крупные игроки вышли на этот рынок и активно занимаются продвижением книг. Это «Яндекс», «Сберзвук», «ВКонтакте» тоже начал работать с книгами, и «Ростелеком» больше начал работать с книгами, и «Билайн». То есть у многих игроков появились книжные сервисы, Wildberries собирается выходить с официальным электронным сервисом. Книги стали неотъемлемой составляющей всех крупных экосистем. Кроме того, сейчас можно издать свою книгу буквально за несколько часов, представить ее для широкой аудитории, этим стали пользоваться большое количество авторов, самиздат-сервисы и самиздат-площадки тоже показывают достаточно большой рост. Это соответствует мировой тенденции: самиздат обеспечивает достаточно быстрое издание книги и на совершенно разнообразные темы. У издательств все-таки более длинный цикл, поэтому скорость в современном мире играет достаточно важную роль. При этом уже сформировались какие-то аудитории у самиздат-сервисов, которым нравятся те или иные жанры, и в этих жанрах очень много появилось новых писателей — романтика, фэнтези, фантастика, — и там действительно много хороших новых авторов».

В 2025 году J’son & Partners Consulting также прогнозирует рост сегмента цифровых книг и его доли от всего рынка. Основными факторами роста останутся развитие самиздата, наличие возможности подписки и аудиоформат, в котором потенциально можно будет расширить каталог за счет озвучивания книг с помощью искусственного интеллекта.