В первом полугодии 2025 года Столешников переулок, Никольская и Кузнецкий мост стали самыми пустующими: уровень вакантности их помещений составил от 13% до 33%, следует из исследования консалтинговой компании CMWP. Традиционно торговые площади на этих улицах раньше занимал люксовый ретейл.

В Союзе торговых центров отметили, что одна из причин ситуации — арендная ставка и преимущественно высокий интерес к более финансово доступным локациям. Другие эксперты отмечают, что российский люкс недостаточно окреп, чтобы занять эти площади, а многие зарубежные люксовые компании ушли из России.

Но ситуация более комплексная и связана не только с этим, считает эксперт рынка недвижимости, основатель агентства New&Now Agency Ольга Нарт:

Ольга Нарт эксперт рынка недвижимости, основатель агентства New&Now Agency «Эта тенденция длится уже несколько лет, набирает обороты, и причин этому несколько. Это и тот факт, что иностранные бренд люкс-сегмента покинули страны, это и ситуация, которая связана с парковками, потому что удобство добраться и разместиться рядом с магазином всегда являлось одним из ключевых факторов. Как только начали ужесточаться условия по парковке, тогда уже первые магазины стали менять свою локацию. Третья причина — постоянно набирающие обороты онлайн-торговли и замена классических торговых площадей форматом mixed use, когда ты не только что-то покупаешь или продаешь, а получаешь впечатление. Именно поэтому мы видим смещение люксовых объектов с торговых артерий Москвы и Петербурга, да и других крупных городов».

Одним из сценариев развития ситуации, по мнению экспертов, может стать изменение направленности торговых площадей, например, с люксового ретейла на офисы или апартаменты. Но говорить об этом все же пока рано, считает заместитель директора направления стрит-ретейла NF Group Олеся Аверкина:

— Сейчас мы не можем говорить, что люксовые бренды [активно] арендуют помещения. Российского люкса не так много, чтобы все это предложение заполнить, поэтому мы наблюдаем сейчас определенные показатели вакантности.

— Постепенно все эти площади будут, так или иначе, заполняться каким-то ретейлом?

— Безусловно. Центральные локации также востребованы у всех ретейлеров. Вопрос только в том, что площади помещений могут быть чуть выше, чем в запросе, потому что чем больше площадь, тем больше затраты ретейлера, в том числе на отделку и заполнение, не у всех есть коллекции, которыми они могут заполнить тысячу квадратных метров, от этого у нас и появляется определенный простой.

Если говорить о торговых площадях в целом по стране, то, согласно аналитике консалтинговой компании IBC Real Estate, спрос есть, за первый квартал 2025 года в Москве доля вакантных площадей в торговых центрах снизилась до 8%. Но при этом средняя площадь новых ТЦ продолжает уменьшаться: за десять лет показатель сократился на 36%.

Международные ретейлеры выходить на российский рынок также не торопятся: за первые три месяца года в России открылось только два новых зарубежных бренда.