В Госдуме предложили упростить студентам преподавание в школах. Законопроект внесла группа депутатов во главе с Сергеем Кабышевым, главой комитета ГД по науке и высшему образованию.

Согласно инициативе, к работе в школах предлагают допускать студентов, обучающихся профильным дисциплинам, причем не обязательно в педагогических вузах. Условно, студенты-физики смогут преподавать в школах физику. При этом они должны успешно пройти программу профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогические науки». Так авторы законопроекта рассчитывают сократить дефицит учителей в школах и расширить возможности трудоустройства студентов.

Позитивно инициативу оценивает председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея № 369 Константин Тхостов:

Константин Тхостов председатель Ассоциации молодых педагогов России, директор Санкт-Петербургского лицея № 369 «Минусов вообще не вижу, вижу только плюсы. Сам в свое время ушел на педпрактику на четвертом курсе, вернулся только на сессию, потом еще и на пятом курсе работал и сразу после института пошел работать учителем. Это очень важный момент, когда студент, во-первых, имеет возможность реально определиться со своим профессиональным будущим. Во-вторых, набирает опыт и практику, еще находясь на студенческой скамье. И может где-то в моменте, пока он еще студент, подкорректировать определенные траектории своей профессиональной подготовки. Это было и в советское время. Это было в тех самых педагогических институтах, которые до болонской гидры формировали профессиональное сообщество учителей. Более того, наставничество как раз таки в части коммуникации молодого будущего учителя — да, студента — как со своими преподавателями, так и с учителями-практиками, как раз таки и дает очень хороший результат. А очень важно, что будущий учитель видит горящие глаза детей и абсолютно расположенные сердца современных школьников. Ну вообще школьников, так было всегда, молодых учителей всегда очень тепло принимали ребята, тем более что у них не очень большая разница в возрасте, и разговоры они ведут на одном понятном, абсолютно доступном языке. Чем раньше будущий учитель начнет, тем качественнее будет его практическая подготовка. Поэтому я двумя руками за. Я бы вообще по большому счету не запрещал студентам педагогических вузов совмещать учебную и трудовую деятельность. А дефицит кадров это решит, безусловно. Это решит не в части затыкания, а в части того, что у нас ребята, выпускники педагогических вузов, пройдя через вот это погружение в активную педагогическую деятельность, будут приходить в конечном итоге в школу. Вот что важно — чтобы они не уходили на сторону со своими дипломами о высшем образовании. Что, к сожалению, на сегодняшний день сплошь и рядом: во многих регионах не доверяют, не понимают, боятся. Вот в данной ситуации и система школьного образования, и система вузовской подготовки как раз таки будут заинтересованы в том, чтобы сохранить каждого будущего учителя для столь значимой и важной для государства сферы — системы образования».

Соответствие программы высшего образования учебным предметам будет определять руководство школы. Сейчас право преподавать в школах есть только у студентов педвузов старше третьего курса, хотя на деле во многих регионах есть исключения. Тем не менее законопроект не изменит ситуацию с нехваткой специалистов, считает преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», член совета межрегионального профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий:

Всеволод Луховицкий преподаватель русского языка школы «Интеллектуал», член совета межрегионального профсоюза «Учитель» «В крупных городах, где есть университеты, и так студенты уже давно работают в школе. Это нормально — после третьего курса и так можно работать. А то, что при этом эти студенты, как только закончат вуз, скорее всего, уйдут из школы — это точно. Потому что молодому человеку работать в современных школьных условиях просто тяжело и неприятно, и непонятно зачем. Реализоваться не дают, свободы преподавания нет, давление огромное, зарплата маленькая. Пока студент — студент, ему как подработка школа подходит. А когда он становится дипломированным специалистом — как правило, он уходит из школы. Большинство учителей сейчас, во всяком случае, опять же, в столичных школах — это не окончившие педагогические университеты, а окончившие академический университет. И в регионах тоже значительная часть. А если брать пожилое поколение учителей, то это вообще во многом те, кто в девяностые годы, потеряв свою, например, инженерную какую-нибудь работу, пошли преподавать химию, физику, математику, информатику в школу. Более того, в госстандарте «педагог» ясно сказано, что не требуется для работы в школе именно педагогическое образование. Для заключения договора человек может иметь или педагогическое образование, или образование по специальности. Притом «по специальности» понимается очень широко. Условно говоря, окончивший физфак имеет право, например, преподавать математику тоже. Так что это ничего не решает. Это еще одна бюрократическая препона. Теперь нельзя будет студентам просто преподавать, а надо будет сначала получать корочки. Интересно, платная это будет программа или бесплатная? Я подозреваю, что платная».

По данным Минпросвещения, на начало 2024-2025 учебного года дефицит преподавателей в школах составил 18,8 тысячи открытых вакансий, или около 2% от общего числа педагогов. Больше всего не хватает учителей точных наук: математики — 33%, физики — 24%.