ВЦИОМ: россияне стали меньше поддерживать жесткие меры в борьбе с пьянством
Люди устали от запретов и выступают за «мягкие, добровольные формы профилактики»
Читать на полной версииГотовность россиян поддержать антиалкогольную кампанию, если бы таковая была объявлена, находится на минимальном уровне за все время измерений. Это следует из опроса ВЦИОМ, в котором приняли участие 1600 граждан старше 18 лет.
Четверо из десяти респондентов выступают против таких мер, это почти в два раза больше, чем в 2009 году. Нежелание поддерживать ограничение на употребление или рекламу алкоголя социологи объясняют не желанием пить, а усталостью граждан от жестких запретов и запросом на «мягкие, добровольные формы профилактики». Впрочем, арифметическое большинство все-таки одобряет сухой закон.
По данным ВЦИОМ, за последние 20 лет также сильно изменились представления о методах борьбы с вредными привычками: почти двукратно вырос запрос на пропаганду здорового образа жизни, развитие современных медицинских методов лечения алкоголизма и организацию обществ трезвости. «Таким образом, россияне демонстрируют переход в борьбе с алкоголем от запретительной модели к мотивационно-просветительской», — приходят к выводу социологи ВЦИОМа.
Недавний опрос ВЦИОМ также показал двукратный рост доли трезвенников за последние 20 лет. У респондентов спросили: если сравнить ситуацию с алкоголизмом во времена Михаила Горбачева (1985-1991 годы) и сейчас, то как она, по их мнению, изменилась. 39% ответили, что люди в целом стали пить меньше. В 2005 году такой вариант ответа выбрали лишь 4% опрошенных, в 2009 году — 7%. Напротив, на то, что люди стали пить больше, в 2005 году указали 61%, в 2009 году — 55%, а в 2025 году — 13%.
«Скепсис к запретам и поддержка ЗОЖ подчеркивают, что сегодня эффективной будет политика добровольного выбора, основанная на образовании и формировании культурных норм, а не на административных ограничениях», — отмечает ВЦИОМ.