Минпромторг подготовил законопроект по регулированию деятельности маркетплейсов
Минпромторг, в частности, хочет автоматизировать проверку товара, выставляемого на маркетплейсы. Кроме того, продавцы возмущены тем, что не участвуют в ценообразовании, и это нужно менять
Читать на полной версииОбновлено в 16:45
Готов законопроект по регулированию работы маркетплейсов со стороны Минпромторга, заявил замглавы ведомства Роман Чекушов, выступая на выставке-конференции Mallpic Sochi. Речь идет о законопроекте «О платформенной экономике».
Чекушов отметил, что маркетплейсы — канал продаж для граждан, однако «офлайн-ретейл никогда в жизни не уйдет». «Важно, чтобы товар, который обращался на маркетплейсе, для потребителя был ровно такой же — честно приобретенный, соответствующий всем требованиям, правильно доставленный», — подчеркнул он.
Одна из мер, которую хочет ввести Минпромторг, — автоматизировать проверку товара, выставляемого на маркетплейсы:
«Наша задача — автоматизировать процесс проверки требований путем информационного обмена в момент, когда селлер через площадку выставляет товар, который должен соответствовать этим требованиям: иметь маркировку, иметь сертификат, быть зарегистрированным в некоем реестре, иметь регистрационное удостоверение. Это мы делаем. Второе касается сегмента взаимодействия предпринимателя и маркетплейса. Один из спикеров сказал, что проблема маркетплейса в том, что продавец товара никак не влияет на ценообразование, мы тоже над этим работаем. Понятно, что коллеги считают, что динамичное ценообразование и возможность в зависимости от конъюнктуры, спроса, каких-то трендов на рынке или приближения к каким-то праздникам или знаменательным датам менять цену товара, предоставляя глубокие скидки, либо, наоборот, повышать цену — это их конкурентное преимущество, да, может быть. Но продавец товара, который тем более является собственником этого товара до момента его передачи покупателю, он должен этот процесс как минимум согласовывать».
Как сейчас проверяются товары, которые продаются на маркетплейсах? Рассказывает владелец магазина Active Men Тимофей Шумовский. Его магазин продает туристические аксессуары на Ozon:
Тимофей Шумовский владелец магазина Active Men «Сейчас в глобальном плане никак не проверяется. Когда я выставляю товар, в обязательном порядке у меня нет такого, чтобы я загрузил сертификат, например, какой-нибудь качества или отказное письмо. Это делается исключительно на добровольных началах, то есть я сам у производителей беру, например, отказное письмо, загружаю, и тогда да, у меня в карточке товара появляется внизу, что товар проверен. И действительно это внизу появляется, на самом деле даже я чувствую, до туда никто не долистывает. Если как-то это будет автоматически, я конечно не понимаю до конца как, то, наверное, это должно быть, что я не имею права в принципе даже начать продавать товар без загрузки определенных документов. В общем-то это хорошо, потому что товар должен быть проверен, безопасен в плане материала, но безусловно это дополнительные ресурсы денег, времени и знаний. У нас, например, есть «честный знак», он изначально распространялся на одежду, потом и на другие товары — велосипедные рамы или молочную продукцию. Все это хорошо, но насколько это в идеале работает, я не задавался вопросом».
О других особенностях цен на маркетплейсах рассказывает селлер Василий. Он продает на Ozon барный инвентарь и посуду:
«В теории давно пора прижать к ногтю такие поползновения маркетплейсов в части регулировки цены товара, который им не принадлежит, например, участие в акциях — на эти дела давно пора ФАС обратить пристальнейшее внимание. Демпинг — это ошибочная стратегия, ведущая в никуда, если вы продаете товары за 1000 рублей, а маркетплейс говорит, давайте мы будем его продавать за 500, потому что он нигде за 500 рублей не продается, просто потому, чтобы привлечь людей, чтобы все перешли на маркетплейсы, все остальные каналы продаж в результате умерли, а потом у маркетплейса рано или поздно деньги закончатся, и товар будет стоить не 1000, а 1500, потому что комиссии поднимутся, а альтернативы не будет. Что касается отсутствия прозрачности стратегии ведения бизнеса, это тоже очень плохо, потому что, например, у товара есть минимальная розничная цена, вы устанавливаете ее такой и хотите, чтобы она была именно такой, и в результате у вас цена понижается, почему, с какого перепуга и кто за это отвечает, почему так случается? Третье — рекомендованные минимальные цены, которые согласовываются с производителями и дистрибьюторами. У нас есть производитель, который говорит нам: у нас есть товар, мы продаем этот товар вам со скидкой как дистрибьютору. У нас оптовые заказы, и мы недавно вышли сами на маркетплейсы, и они говорят, давайте мы сделаем так, что у нас цены будут одинаковые. Я говорю: давайте, но это невозможно. Мы пытаемся установить одну и ту же цену, прописываем — цена на товар 1000 рублей, условно, и у нас, и у них. Но при этом цены будут разные, и у нас за счет того, что мы дольше на маркетплейсе выставлены с этим товаром, у нас есть уже какой-то рейтинг и так далее, за счет участия в акциях принудительных или не принудительных, у нас цена товара получается ниже, чем у производителя непосредственно. Само собой надо ли говорить, что это их абсолютно не устраивает, но мы с этим поделать ничего не можем».
Сейчас, по данным Минпромторга, онлайн-продажи составляют лишь 15% от общего объема торговли, несмотря на то что год от года ее объемы быстро растут. По мнению министра, рост онлайн-сектора сохранится еще два-три года максимум, пока не дойдет до 35%. После этого будут лишь небольшие колебания.