Путин поручил создать театр с пьесами о спецоперации и истории России
В столице появится новый театр, ориентированный на патриотическую драматургию. С инициативой выступил писатель Захар Прилепин, а реализацией проекта займутся Минкульт, мэрия и администрация президента. Пока неизвестно, кто будет работать над спектаклями и где именно разместится новая сцена. Нужен ли такой театр Москве?
Читать на полной версииВ Москве откроют патриотический театр. Он будет ориентирован на продвижение современной драматургии патриотической направленности. Владимир Путин поручил правительству Москвы и Минкульту заняться этим вопросом.
С инициативой ранее выступил писатель Захар Прилепин. Он подчеркивал важность объединения театрального искусства с современной литературой, особенно с произведениями, затрагивающими тему спецоперации на Украине. Писатель отмечал, что театр в России исторически служил площадкой «непосредственной реакции на самые болезненные, самые злободневные темы».
Подробностей об инициативе пока немного. Известно лишь, что поручение должно быть выполнено к концу ноября текущего года, а ответственные за исполнение — мэр столицы Сергей Собянин, помощник президента Владимир Мединский и министр культуры Ольга Любимова.
С одной стороны, запрос на патриотическую направленность есть. С другой — кто будет это реализовывать? Те, кто хотел и мог, в принципе этим уже занимаются: многие театры вводят в репертуар постановки, посвященные этой теме. Но нельзя сказать, что это имеет некий успех, говорит автор театрального блога «Слово Славы» Вячеслав Герасимчук:
Вячеслав Герасимчук автор театрального блога «Слово Славы» «Скажем, Эдуард Бояков пытался сначала строить на площадке МХАТа Горького патриотический театр, теперь у него — новый театр. Есть достаточно давно существующий театр «На досках» Кургиняна, который тоже можно, наверное, отнести к театру патриотической направленности. Но тем не менее нельзя сказать, что они пользуются какой-то бешеной популярностью. Идея создания некой новой институции вряд ли будет иметь успех у аудитории, если, конечно, в это не будут вливаться какие-то просто бесконечные админресурсы. Ну, конечно, это, скорее всего, похоже на идею агиттеатра, но насколько это перспективно — пока сказать сложно. Есть, безусловно, прослойка патриотически направленной аудитории. Но, как мне кажется, люди все-таки идут в театр не за тем, чтобы какие-то идеологические мысли поймать. Люди идут с вопросами, развлекаться, в конце концов, узнавать что-то новое».
Что касается площадки, то сейчас вряд ли будут строить новое здание — в Москве достаточно площадок, в том числе пустующих. Например, на Нагатинской улице, близ станции метро «Коломенская», уже почти десять лет простаивает недострой, который изначально задумывался как новая площадка МХТ Чехова. Строительство началось в 2015 году, но в итоге театр отказался от этого объекта, а пандемийные ограничения и сокращение финансирования окончательно заморозили строительные работы. Позже, когда Валерий Фокин возглавлял Александринский театр, рассматривался вариант передачи площадки под его управление, но и эти планы не реализовались.
Само по себе понятие «патриотический театр» можно интерпретировать по-разному. Пока непонятно, что за этой формулировкой кроется, какие темы должны быть затронуты и как они должны преподноситься.
Литературный критик, заместитель ответственного редактора отдела Ex libris «Независимой газеты» Андрей Щербак-Жуков отмечает, что тема спецоперации на Украине вызывает интерес у многих авторов — как молодых, начинающих, так и опытных:
— Какие темы, помимо военных, могут быть раскрыты в рамках «патриотической драматургии»?
— Историческая тема, связанная со становлением российского государства, произведения о переломных точках жизни нашей страны. Например, Евгений Анташкевич написал несколько прекрасных книг о Первой мировой — тема не самая известная из художественных, и несколько романов о русских в Харбине — тоже тема малоизвестная. Хорошо знаю литературную мастерскую Сергея Лукьяненко. Тоже у них поставлена цель патриотического воспитания через фантастическую литературу. И это тоже очень интересно: фантастика тоже учит любить Родину.
В начале февраля спикер Совфеда Валентина Матвиенко призвала к обновлению культурной элиты участниками спецоперации на Украине. По ее мнению, государство должно создать условия для прихода в литературу, театр, музыку и телевидение людей, не понаслышке знающих о суровых буднях военных действий. Труда это точно не составит, главное — чтобы за патриотической риторикой не потерялась художественная ценность.