Осужденный по делу Arctic Sea назвал заказчика захвата судна
7 лет лишения свободы получил Дмитрийс Савинс за организацию пиратского захвата сухогруза Arctic Sea. Согласно его показаниям, заказчиком нападения являлся эстонский бизнесмен и историк Эрик-Нийлес Кросс
Читать на полной версии- Сухогруз был захвачен по заказу автора монографии о «Лесных братьях»
- Корсары тренировались на военной базе
- Заказчик «кинул» налетчиков
- Играя в пирата, организатор нападения хотел развеяться после гибели матери
- Прокурор просила для подсудимого 9 лет
- Продолжение последует
Мосгорсуд сегодня, 11 июня, приговорил к 7 годам лишения свободы Дмитрийса Савинса, организатора пиратского захвата сухогруза Arctic Sea летом прошлого года. Его дело было рассмотрено в особом порядке. Подсудимый полностью признал вину и активно помогал следствию. В ходе открытого заседания стали известны сенсационные подробности дела. Так, согласно показаниям подсудимого, заказчиком нападения являлся эстонский бизнесмен и историк Эрик-Нийлес Кросс, работающий в сфере нефтегезового бизнеса. Сам же Савинс решил участвовать в захвате морского судна отнюдь не ради денег, а чтобы отвлечься от дурных мыслей.
Житель Латвии Дмитрийс Савинс стал вторым фигурантом громкого дела, представшим перед судом. 7 мая Мосгорсуд уже вынес приговор одному корсару — гражданину России Андрею Луневу. Он, как и Савинс, заключил досудебное соглашение о сотрудничестве и получил 5 лет лишения свободы. Правда, тогда дело слушалось в закрытом режиме.
С Савинсом все обстояло иначе. По ходатайству гособвинителя Амалии Устаевой (она известна своим участием в деле основателя МММ Сергея Мавроди, а также бывшего начальника ОВД «Царицыно» Дениса Евсюкова) судья Андрей Расновский зачитал показания, который обвиняемый дал в ходе следствия.
Сухогруз был захвачен по заказу автора монографии о «Лесных братьях»
Из них следовало, что организовать нападение на судно Савинсу предложил его знакомый и деловой партнер Эрик Кросс, выходец из семьи эстонских диссидентов, предприниматель и автор научных монографий по истории «Лесных братьев». По данным Савинса, Кросс имел бизнес в нефтегазовой сфере, а также занимался строительством пансионатов и деловых центров. Это далеко не бедный человек, владеющий дорогими иномарками и проживающий в центре Таллина в многоуровневой квартире, обставленной антикварной мебелью в английском викторианком стиле.
В связи с наступлением экономического кризиса у Кросса возникли финансовые трудности, которые он задумал решить с помощью выкупа, полученного в результате захвата судна.
Arctic Sea был выбран в качестве объекта нападения, так как, по сведениям Кросса, владелец судна являлся платежеспособным. Основными критериями выбора объекта послужили также тихоходность сухогруза и низкие борта, рассказал Савинс.
С сентября 2008 года Савинс занимался подбором участников преступления и их подготовкой. Отбор членов группы производился по принципу привлечения «авантюрных личностей, имеющих криминальное прошлое».
По словам Савинса, участникам захвата обещали вначале по 5–10 тысяч евро, а ему как организатору — 100 тысяч евро. Затем сумму гонорара подняли в два раза.
К осуществлению плана Дмитрийс Савинс привлек и своего бывшего одноклассника, занимающегося бизнесом в Германии — Сергея Демченко.
Корсары тренировались на военной базе
В течение длительного времени группа под руководством Савинса проводила теоретические и практические занятия, в том числе трехдневную тренировку на базе эстонской армии под Таллином, сообщает РИА «Новости». Участники нападения были вооружены учебным автоматом Калашникова, пистолетом системы «Вальтер» и несколькими гладкоствольными ружьями.
На следствии Савинс рассказал, как был захвачен сухогруз. По его словам, нападение произошло в ночь на 23 июля 2009 года неподалеку от берегов Швеции. Тихо подплыв к сухогрузу и поднявшись на борт, налетчики нейтрализовали помощников капитана, затем капитана, который только проснулся и поднялся на мостик. Его усадили в кресло и связали.
«Затем я отдал приказание группе идти вниз», — рассказал Савинс. По словам обвиняемого, он не говорил вслух, показывал своим подельникам знаками, что и как делать.
Согласно показаниям организатора нападения, некоторых членов экипажа обезвредить не составило труда — электромеханики и повар оказались пьяны. Последний был в таком состоянии, что «лыка не вязал». Однако захват занял все-таки больше времени, чем планировалось.
Сбавив ход сухогруза до полной остановки, налетчики подняли на борт свой катер и отобрали у членов экипажа колюще-режущие предметы. Моряков заперли в каютах по 3-4 человека.
Однако вскоре ситуация вышла из-под контроля. На следующий день оказалось, что у кого-то из моряков в каюте оказался мобильный телефон, с помощью которого капитан корабля смог связаться с владельцем судна.
Заказчик «кинул» налетчиков
Тогда, по словам Савинса он позвонил Кроссу и попросил прислать катер, чтобы эвакуировать группу. Самостоятельно покинуть судно нападавшие не могли, так как на их дизельной резиновой лодке было мало топлива. По словам обвиняемого, Эрик Кросс обещал прислать катер, однако слова не сдержал.
В результате, судно пришлось вывести в Атлантический океан. Дважды пираты меняли название сухогруза. С помощью трафарета и краски Arctis Sea становился то кубинским, то южнокорейским судном.
Тем временем Савинс связался с владельцем судна Дмитрием Матвеевым и потребовал выкуп в 1,5 млн евро. При этом он назвался польским майором и заявил, что в нападении участвуют 25 военных из разных стран и «каждому нужно по 60 тысяч евро». В ответ Матвеев посоветовал обратиться в страховую компанию, объяснив, что ему старховщики не поверят. Переговоры заняли 5 дней. Несмотря на угрозы затопить судно вместе с командой и товаром, страховая компания «Ренессанс» отказалась платить выкуп.
Сначала нападавшие думали отогнать сухогруз в Африку и продать груз. Затем решили посадить судно на мель близ Гвинеи, освободить экипаж и скрыться. Однако 16 августа они были задержаны моряками российского корабля ВМФ «Ладный».
При подходе корабля нападавшие выбросили за борт оружие, маски, альпинистское снаряжение и все, что могло свидетельствовать о захвате. Они придумали версию о том, что являются экологами, которые следуют по путям морских кораблей и фиксируют загрязнение окружающей среды. Однако налетчиков разоблачили.
Савинс утверждал, что после задержания всех жестоко избили и заперли в душевом помещении. «Там было невыносимо жарко. На все попытки пожаловаться по нам обещали открыть огонь», — рассказал обвиняемый.
Савинс заявил, что его «совесть чиста, так как никто не пострадал». «Никто не вел себя как жуткий злодей. Не была пролита кровь. Никто из членов группы не применял жестокость», — сказал обвиняемый. Он утверждал, что запертым в каютах членам экипажа разрешали смотреть телевизоры, пользоваться ноутбуками и DVD- проигрывателями. Экипаж водили в баню и бассейн, а повар готовил морякам еду.
«Сейчас, находясь в камере, я понимаю, как это сидеть в закрытом помещении, — признался Савинс. — Но у них (членов экипажа) вид из окна был лучше».
Играя в пирата, организатор нападения хотел развеяться после гибели матери
В суде Савинс — худощавый темноволосый мужчина с седеющими волосами — не скрывал раскаяния. «По сути, я сам себя наказал — лишил себя возможности быть со своими детьми, лишил детей иметь отца, — сокрушался подсудимый. — Я перечеркнул свою карьеру». Савинс рассказал, что прошел пусть от простого моряка до директора судоходной компании, что в деньгах он не нуждался. «Я был финансово обеспеченным человеком. У меня было любимое дело, множество хобби», — сказал Савинс.
Подсудимый заявил, что поучаствовать в захвате сухогруза он решил, чтобы как-то выйти из ступора, в который впал после смерти в 2008 году матери (женщина скончалась от рака, — BFM.ru). «Она умерла 5 октября в 12:05 на моих руках, — рассказал подсудимый. — Для меня все стало черно-белым. Мне очень важно было забыться, уйти от всего этого».
В последнем слове Савинс также выразил удивление тем фактом, что прокуратура публично назвала имя Кросса и огласила соответствующие показания. «Мне стало очень страшно за свою семью после того, как имя Кросса было оглашено», — сказал подсудимый. Он отметил, что Эрик Кросс является «очень влиятельным человеком в Евросоюзе» и на протяжении десяти лет возглавлял в Эстонии разведывательную службу.
Савинс заявил, что его жене поступают угрозы. «Наша собака была найдена мертвой, у дома останавливаются странные машины, — сказал Савинс. — Я мог отказаться, но проявил малодушие. Эта ситуация напомнила мне снежный ком: сначала вы его скатываете с горы, он начинает набирать и набирать объем, а потом вы оказываетесь впереди этого кома и начинаете от него убегать».
Подсудимый также высказал сомнение насчет истинной цели Кросса при организации захвата судна. Савинс предположил, что такой состоятельный человек как Кросс не мог пойти на преступление ради относительно небольшого выкупа в 1,5 миллиона долларов.
Отметим, что сразу же после захвата сухогруза в СМИ появились версии о незаконной перевозке оружия, предполагалось даже, что на борту находится уран. Однако эта информация не подтвердилась.
Прокурор просила для подсудимого 9 лет
Выступая в прениях сторон, Амалия Устаева просила признать подсудимого виновным в морском пиратстве (часть 3-я статьи 227 УК РФ). Она запросила для Савинса 9 лет лишения свободы.
С этим категорически не согласились адвокаты подсудимого. Так, адвокат Сергей Гольтяев заявил, что его подзащитный полностью выполнил условия досудебного соглашения, по которому его подзащитному не может быть назначено больше половины от максимального срока (часть 3-я статьи 227 предусматривает до 15 лет лишения свободы, — BFM.ru).
Другой защитник Дмитрийса Савинса — Эгонс Русанов признался, что его клиенту обещали 6–6,5 лет. «Савинс не профессиональный преступник. Фактически его очень грубо, тонко подставили», — сказал адвокат.
Для принятия решения судье Расновскому потребовалось меньше часа. Вынесенный им приговор Сергей Гольтяев назвал «адекватным и гуманным». «Наш подзащитный очень обрадовался», — признался адвокат корреспонденту BFM.ru. Он добавил, что приговор суда обжалован не будет.
Между тем, вынесенное решение, безусловно, отразится на судьбе остальных шестерых обвиняемых — жителях Латвии, Литвы и Эстонии. Кто-то из них признал вину частично, кто-то не признал вовсе. Срок расследования их дела продлен до середины августа. О том, когда их дело поступит в суд, адвокаты предполагать не берутся.
Тем временем Следственный комитет России сообщил, что проверяет показания Савинса о заказчике захвата судна. Об этом заявил в пятницу официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. Впрочем, органы правопорядка Эстонии уже поспешили проинформировать СМИ, что версия Дмитрийса Савинса о причастности к пиратству Эрика-Нийлес Кросса не нашла подтверждения.