В сфере малого и среднего бизнеса растет конкуренция
Это следует из мониторинга «Опоры России». Показатель увеличился на пять процентных пунктов по сравнению с предыдущим годом, при этом самая высокая конкуренция наблюдается в торговле, консалтинге, маркетинге и рекламе и еще ряде отраслей
Читать на полной версииМалый и средний бизнес отмечает рост конкуренции в 2025 году. Это следует из мартовского мониторинга, который провела «Опора России».
Показатель увеличился на пять процентных пунктов по сравнению с предыдущим годом. Наиболее высокая конкуренция наблюдается в розничной и оптовой торговле, в консалтинге, маркетинге и рекламе, в сфере образовательных услуг, строительстве, секторе обрабатывающих производств и пищевой промышленности.
«Бизнес FM» спросила у представителей бизнеса, чувствуют ли они растущую конкуренцию в своих сферах и как это влияет на их дело:
Основатель сервиса «Ниндзя гудс» по доставке съедобных цветов, микрозелени и салатов Кирилл Горин
«Я замечаю, что конкуренция в нашей сфере ощутимо усилилась. Мы находимся на стыке двух направлений — городское сельское хозяйство и логистика. С начала года мы видим, что интерес к локальным продуктам и быстрой доставке этих локальных продуктов только возрастает, на рынке появляются новые игроки, еще и с прошлого года, и в этом году я чувствую, что за инфраструктуру, курьеров, доставки, склады мы конкурируем более активно, чем за клиента. Сама конкуренция никогда не была проблемой, она подталкивает меня и команду находить новые решения, лучше выстраивать цепочку, в нашем случае от самой грядки, фабрики растений, до двери нашего покупателя. Мы совершенствуем упаковку, логистику, оптимизируем себестоимость. Сейчас это вызывает трудности, но в долгосрочной перспективе я все равно вижу, что эти решения нам сэкономят деньги. Конкуренция нас стимулирует, на цены и прибыль давление есть, растут издержки, цены мы корректируем незначительно, сами расходы выше, а увеличить цену на размеры этих увеличенных издержек нам так быстро не удается, цены растут, прибыль проседает при этом все равно».
Вице-президент медийных агентств Media Instinct Group по стратегии Александр Сироватский
«Конкуренция на нашем рынке обострилась, мы понимаем, что есть поставщики и наши конкуренты, у которых ситуация настолько плоха, что они готовы на все. В нашей индустрии это во многом проявляется во фроде, то есть когда в трафик интернета подливают ботов, а не настоящих людей. Мы категорически это не приемлем и стараемся объяснять клиентам, что есть цена качественного трафика, показываем, как это проверить, почему важно это проверить, почему это стоит условно 100 рублей, а не 50, и в принципе клиенты готовы выслушать логику».
Сооснователь IT-студии Vova.pro Владимир Новоселов
«Моя компания — бутиковая студия разработки решений в области информационных технологий — всегда действовала в высококонкурентном поле, однако обычно в таком сегменте рынка со временем конкуренция оказывает меньшее влияние на устойчивый бизнес, поскольку накапливается некоторая репутация и начинает работать «сарафанное радио». Тем не менее для выхода на рынок молодых команд всегда есть конкурентные бартеры, и сейчас ситуация как будто немного изменилась. Действительно, ввиду большого хайпа по поводу доступности нейронных сетей и в целом ввиду демократизации технологий порог выхода на этот рынок для новых команд стал как будто бы чуть ниже, и это привело к появлению большого числа игроков, которые ярко и сильно продвигают себя в медиа, развивают бурную деятельность в маркетинге, используют какие-то новые приемы, чем оттягивают значительную долю потенциальных клиентов. Однако качество самой услуги в таких командах, ее надежность и долговременность меньше ожидаемого, такие явления в конкурентном поле помогают держать себя, свой бизнес в тонусе, заставляют нас как-то менять ценовую политику. В целом, я считаю, что это естественный и благоприятный рыночный процесс».
Собственник группы компаний Smart Invest Илья Шаров
«У меня бизнес в сфере загородного малоэтажного строительства, строим дома, загородный туризм, также в сфере небольших складов-кладовок. Конечно, мы чувствуем постоянное усиление конкуренции, но я не сказал бы, что это какой-то тренд 2025 года, это происходит неминуемо, постепенно, более успешные остаются на плаву, менее успешные закрываются. Текущая конкуренция только помогает развиваться во всех трех направлениях, чтобы сохранять лидирующие позиции и зарабатывать постоянно, необходимо придумывать различного рода элементы притяжения, работать над сервисом, привлекать клиента не только прямым продуктом, но и дополнительными плюшками. Кроме того, обязательно развиваем систему лояльности. Конечно, конкурентная обстановка не позволяет повышать цены значительно, а иногда и заставляет держать их на определенном уровне, потому что новые игроки заходят, демпингуя цены. Но если включить голову, фантазию, всегда можно придумать какие-то дополнительные сервисы, которые могут закрыть задачу увеличения прибыли без увеличения стоимости».
Наименее конкурентными свои отрасли посчитали предприниматели в сферах сельского хозяйства, культуры, спорта и досуга, а также информации и связи, говорится в исследовании.