Обновлено в 21:29

«Магнит» приобрел контрольный пакет сети «Азбука вкуса». Об этом официально заявили в «Магните», отметив, что сделка будет закрыта после получения согласования ФАС. Как пишет РБК, сумма покупки может составить около 35-40 млрд рублей.

Информация о потенциальной продаже «Азбуки вкуса» ходила по рынку уже несколько лет. Покупкой сети интересовалась «Севергрупп», сначала в 2019 году, когда заходила на рынок ретейла через покупку торговой сети «Лента», а затем в феврале 2025 года, писали «Ведомости». А в 2021 году среди потенциальных покупателей СМИ называли «Яндекс».

Тогда гендиректор «Азбуки вкуса» Денис Сологуб отмечал, что в структуре владельцев «Азбуки вкуса» есть фонды, для которых вопрос монетизации актива актуален, но для основателей сети вопрос полной продажи бизнеса никогда не стоял: «Для них эта компания — некий смысл жизни».

Один из плюсов этой сети — лояльная аудитория, рассуждает гендиректор аудиторской группы «2К» Тамара Касьянова:

— «Азбука вкуса» достаточно стабильно себя чувствует по выручке и так далее, 2024 год они закончили с очень хорошим финансовым результатом против тех четырех лет, которые были ранее. Их главный плюс — это достаточно лояльная аудитория, которая к ним постоянно приходит привязанная, уверенность поставщиков, что эту продукцию они могут поставлять, плюс они сделали новый формат магазинов небольших АB Daily, у них там активно развивается кофейная компания, продукты, кафе теперь открывают в магазинах, для кого-то, для части лояльных покупателей, это интересно. «Магнит», я думаю, покупает в том числе это и возможность выйти на другой сегмент рынка, потому что они развивались достаточно активно, но в другом сегменте рынка, у них нет магазинов более высокой ценовой категории.

— До этого момента «Азбука вкуса» оставалась чуть ли не единственным независимым игроком с сильным брендом в ретейле, потому что остальных уже кто-то купил?

— Да, это именно так, поэтому они не исключали, предложения к ним поступали, но, видимо, не находился тот покупатель, который предложил им интересные условия, с одной стороны, и не встал вопрос о покупке бизнеса целиком, а в данном случае «Магнит» покупает контрольный пакет, и для одних из собственников это, видимо, больший приоритет.

По данным газеты «Коммерсантъ», на первом этапе «Магнит» получит 51% «Азбуки вкуса» оценочной стоимостью более 30 млрд рублей и право первоочередного выкупа оставшейся доли.

Сделку по просьбе «Бизнес FM» прокомментировал президент компании «Азбука вкуса» Денис Сологуб:

— Если мы говорим об истории «Азбуки вкуса» как о первооткрывателе премиального сегмента в продуктовой рознице, в чем уникальность бренда и секрет успеха?

— Наверное, уникальность в том, что «Азбука вкуса» развивалась достаточно последовательно. По сути, мы создали премиальный сегмент на рынке продуктового ретейла и стали на нем безоговорочным лидером. Основа — это создание CVP (Customer Value Proposition), это тот уникальный продукт, который отличает нас от остального продуктового ретейла. И, естественно, это уникальный клиент, который это оценил, который начал этим активно пользоваться, который увидел в этом ценность. То, что мы были ориентированы на самого разборчивого, самого взыскательного, самого требовательного клиента, с одной стороны, это сложность, но, с другой стороны, этот клиент и является самым экономически устойчивым.

— С точки зрения брендинга, с точки зрения позиционирования ваш рядовой гость магазина, который не интересуется бизнес-повесткой, будет знать через какое-то время, что контрольный пакет принадлежит «Магниту»? Это будет как-то проявляться?

— Я думаю, что нет. «Азбука вкуса» — это крутой, самодостаточный бренд с собственной внутренней культурой, айдентикой, и это прекрасно.

— Планируются ли новые точки «Азбуки вкуса», в том числе не в Москве?

— Я уверен, что эта сделка откроет для нас возможности по экстенсивному расширению сети в том числе.

По итогам 2024 года «Магнит» занимает чуть больше 13% российского розничного рынка. Для сравнения: у X5 — примерно 15,5%.

Сеть «Азбука вкуса» была первым в России «супермаркетом для богатых». Основатели — Максим Кощеенко, Олег Лыткин, Сергей Верещагин и Олег Трыкин — начинали бизнес в 1991 году с двух ларьков в Столешниковом переулке, где торговали сигаретами, зажигалками, шоколадками. Затем появились два стационарных павильона, где продавались в том числе французский текстиль, аудио- и видеопродукция. В итоге партнеры решили остановиться на продуктах питания, а павильоны получили название «Деликатесы».

Первый супермаркет «Азбука вкуса» открылся в 1997 году на «Павелецкой». Как рассказывал бывший гендиректор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин, «нередко к нашему магазину подъезжал Mercedes, из которого выходили лихие ребята в малиновых пиджаках. Они покупали бутылку Hennessy и две бутылки водки Absolut. Коньяк — в рот, водку — в бачок омывателя лобового стекла». Со временем лихие ребята из 90-х ушли в прошлое, сеть стала ориентироваться на обеспеченных гурманов.

Сейчас у компании 170 магазинов — супермаркеты под брендом «Азбука вкуса», минимаркеты АB Daily, интернет-магазин и собственное производство продуктов и полуфабрикатов. Большинство магазинов работает в Москве, сеть также представлена в Подмосковье и Петербурге.