Налоговая оспаривает декларации продавцов маркетплейсов из-за расхождений в миллионы
Цепочка передачи данных включает продавца, маркетплейс, формирующий чеки, и оператора фискальных данных, отправляющего сведения в ФНС. Расхождения в цифрах местами достигают десятков миллионов рублей. И продавцы, и маркетплейсы, и налоговая уверены, что все посчитали правильно. На чьей стороне может быть ошибка?
Читать на полной версииУ продавцов на маркетплейсах затребовали уточненные декларации. Налоговая считает, что прибыль селлеров гораздо выше, чем сообщают сами предприниматели. Проблемы, по словам бухгалтеров, начались только в эту декларационную кампанию.
В редакцию «Бизнес FM» обратилась бухгалтер Олеся, она работает с продавцами Wildberries, ведет документы индивидуальных предпринимателей. У нее около полусотни клиентов. За отчетный период по 2024 году Олесе пришло 15 требований от налоговых из разных регионов. Инспекции, по ее словам, требуют уточнить декларации: налоговики считают, что выручка у селлеров гораздо выше, чем они заявляют:
«В большинстве этих требований была ссылка на данные АСК «ККТ», то есть налоговая смотрела данные, исходя из пробитых чеков. На все эти требования мы оперативно дали ответы, приложили все документы с площадки Wildberries, выкачанные за весь год. Часть инспекций, где-то процентов 80, удовлетворил этот ответ. Они сняли свои требования, а вот другую часть, например инспекцию во Владимирской области, ответ не удовлетворил: Wildberries дала другие данные. Мы вам выставим акт. В устном разговоре с инспекцией они мне дали понять, что закрывать они просто так не собираются камеральную проверку, пока Wildberries не опровергнет свои данные. В требованиях была указана сумма расхождений, например, она составляла у меня 16 млн рублей. Ни один нормальный бухгалтер такое количество миллионов не пропустит».
В цепочке передачи данных по продажам есть всего три участника — это продавец, маркетплейс, на котором селлер работает, и налоговая. Маркетплейс зачастую заключает с продавцом агентский договор и проводит все юридические действия за свою комиссию, в том числе формирует чеки о покупках и возвратах.
Составляются чеки в облачных кассах, попадают к оператору фискальных платежей — и он отправляет данные в налоговую. Где-то на этой цепочке и возник сбой. Представитель пресс-службы Ozon Алена Маслова говорит, что проблема не у них:
Алена Маслова представитель пресс-службы Ozon «Пока мы не получали таких обращений со стороны продавцов. Расхождения действительно могут возникать время от времени, обычно это связано с тем, что продавцы допустили какую-то ошибку при подаче налоговой информации. Но сейчас нет предпосылок к тому, чтобы это стало носить массовый характер».
В Wildberries&Russ объяснили всю цепочку формирования и отправки чеков. Комментирует представитель маркетплейса Дмитрий Борщевский:
Дмитрий Борщевский представитель маркетплейса «Wildberries оформляет чеки продажи и возврата в обязательном порядке по всем операциям, и эти данные учитываются оператором фискальных данных ОФД. В настоящее время покупатели могут увидеть чеки в своем профиле на Wildberries в разделе «Финансы», а также в приложении «Мои чеки онлайн». Важно, что Wildberries не является налоговым агентом для селлеров и не проводит системной передачи в ФНС объема их доходов. ФНС получает информацию о доходах налогоплательщиков из ОФД, а также из иных источников. Продавцы, в свою очередь, исчисляют свою налоговую базу самостоятельно на основе фактически совершенных продаж, в том числе отраженных в отчетах РВБ. Для корректного отражения налоговой базы в декларации необходимо включать в нее доход от продаж до вычета комиссии маркетплейса, в случае получения запроса от налоговых органов продавец, подавший верную информацию на основе отчета о продажах, всегда может подтвердить корректность данных, направив аргументированный ответ. Мы не наблюдаем массовых обращений со стороны продавцов по этой теме».
Налоговая получает данные о выручке продавцов не только на основании чеков, у нее есть и другие источники. В ФНС в ответе на запрос радиостанции подтвердили, что используют «инструменты перекрестного сопоставления сведений из деклараций с различными источниками данных, одним из которых являются кассовые чеки». За прошлый год, добавили в налоговой, «выявлено не более 5% налогоплательщиков, у которых в декларациях отражена выручка в меньшем размере, чем по сведениям онлайн-касс». Загвоздка в последних случаях, скорее всего, на стороне маркетплейсов, считает основатель компании Biznesinalogi Евгения Мемрук:
Евгения Мемрук основатель компании Biznesinalogi «Я думаю, что косяк все-таки на стороне маркетплейса, потому что налоговая работает с теми данными, которые ей передают. То есть налоговая сравнивает данные по выпискам с данными, которые заявлены в декларации. Также операторы фискальных данных по умолчанию передают информацию по всем пробитым чекам, буквально с этого года. Также маркетплейсы начали передавать данные. И раз мы видим массовый сбой, значит, проблема именно на стороне маркетплейсов, они выгружают некорректные данные. Но я думаю, что здесь еще проблема может заключаться в том, что, например, не всегда корректно бьются возвраты. Сервер маркетплейса продает товар, от товара потом могут отказаться. Соответственно, нужно сформировать чек на возвратную операцию. И вот я думаю, что такие большие разрывы могли быть связаны с тем, что просто маркетплейс не пробивал в какие-то моменты возвратные чеки».
Как отмечают юристы, для продавцов на маркетплейсах такие расхождения в декларациях могут обернуться большими проблемами — и речь не только о доначислениях. К примеру, если налоговая на основании своих данных посчитает, что доход был выше порога в 60 млн рублей, селлер автоматически станет плательщиком по общей системе налогообложения — и прощай выгода от ИП. Поэтому следить за такими вещами надо особенно пристально.