В перевозке грузов начался кризис
Транспортные ассоциации бьют тревогу: по их данным, российские грузоперевозчики уходят из бизнеса из-за высокой нагрузки. Спрос на доставку упал, лизинговые платежи зашкаливают, а высокие штрафы не прекращаются. Компании ждут поддержки государства
Читать на полной версииВ ассоциации «АвтоГрузЭкс» заявили, что свой бизнес прекратили 20% российских транспортных компаний, а по данным ассоциации «Грузавтотранс», речь идет уже о трети участников рынка. Об этом пишет газета «Известия». Грузоперевозчики не тянут лизинговые платежи, особенно если ставка по ним плавающая, из-за этого у компаний изымают транспорт. Столь тяжелая ситуация далеко не у всех, и коснулась она в основном малого бизнеса, отмечает учредитель компании «Нексус» Тимур Новожилов. Его компания как раз небольшая, с активом в 12 единиц техники.
Тимур Новожилов учредитель компании «Нексус» «Я в рынке с 2010 года, проходили кризисы 2014-2015 годов, проходили ковид, проходили начало СВО, и я не помню таких масштабов, никогда не было так тяжело. Очень сильно увеличился объем рынка в 2023 году, ну и неизбежно качелька тянулась в обратную сторону. Количество машин сейчас сильно превалирует над количеством грузов, которые есть у грузовладельцев. Грузопоток с нашими зарубежными коллегами сильно упал. Цены падают и продолжают падать, как мы видим. Падают они вследствие того, что многие транспортные компании готовы ехать за плашку риса, просто чтобы транспорт не простаивал и хоть какие-то деньги получать».
Из-за того что стоимость перевозки зависит от веса грузовика, компании стараются заполнить машины по максимуму. А в итоге платят штрафы за перегруз. Мешают российским перевозчикам и конкуренты. В частности, засилие китайских компаний, которые предлагают цены ниже рыночных, отмечает генеральный директор международной логистической компании Holding Finance Broker Татьяна Кулябина.
В феврале перевозчики жаловались, что цены на их услуги упали на 20-30% из-за снижения интереса к импорту из Китая. Компании работали на грани своей рентабельности, чтобы сохранить место на рынке. Объяснялось это, в частности, повышением утильсбора, из-за которого автодилеры и импортеры большой техники постарались максимально забить свои склады еще с осени.
К тому же перевозчики ждали сезонного роста строительства к весне. Но пока что его не случилось. В «Дом.РФ» еще в конце прошлого года спрогнозировали, что стройка в стране замедлится, по крайней мере на время дорогих кредитов. И все же статистика, по которой с рынка ушла каждая пятая компания, выглядит неубедительно, считает старший партнер компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
Грузоперевозчики обратились к премьеру Михаилу Мишустину еще в феврале. Чтобы поддержать отрасль, они предлагают ввести льготные кредиты на инвестиции, безвозмездные субсидии на оплату труда и отсрочки от социальных платежей. А также компенсировать часть лизинговых взносов. В сумме на это должно уйти около 19 млрд рублей.