В МХТ имени Чехова приготовили премьеру спектакля «Осень»
Это постановка по одноименному рассказу Августа Стриндберга. История семейной пары после десяти лет совместной жизни. Наступит ли в их отношениях долгожданная весна?
Читать на полной версииВ субботу, 15 марта, на Новой сцене МХТ имени Чехова режиссер Андрей Гончаров представит премьеру спектакля «Осень» по одноименному рассказу Августа Стриндберга. Это шведский драматург и публицист. На театральной сцене чаще всего ставят его пьесу «Фрекен Жюли». «Осень» входит в сборник «Рассказы о браке», которым, в частности, вдохновлялись авторы спектакля.
Герои «Осени» — муж и жена, за плечами которых десять лет брака. Их любовь изношена бытом. Трепет первых чувств и страсть давно в прошлом, но еще памятны обоим. И однажды осенью они пытаются все вернуть: назначают друг другу свидание в городе, где их любовь переживала весну.
Андрей Гончаров режиссер «В уязвимости есть рост, есть весна. Если человек прирастает к социальным ролям отца, матери, жены, мужа, то эта оболочка, грубая и твердая, конечно, мешает росту. Зато она безопасна, и в ней очень удобно, потому что все понятно. В этой зоне как раз оказываются два человека, когда необходимо либо продолжать жить с этой оболочкой, наращивать ее толщину и крепость, либо отдаться чему-то другому. Вероятность того, что это запустит какой-то новый виток их отношений, чувственности, конечно, в этой ситуации выше. Это в меньшей степени рационально. Необходимо раскладывать больше чувственно».
В постановке заняты два актера — Артем Быстров и Ольга Литвинова. С ними Андрей Гончаров уже работал в стенах МХТ. Он говорит, что, в частности, искал материал для них.
Рассказ переработан с уклоном в наше время. В нем присутствует немало отсылок к другим текстам: например, герои цитируют лекции психолога Валентина Петухова о тревожности. Спектакль играют на Новой сцене. Она камерная, всего пять рядов. Расстояние между зрителями и актерами максимально сокращено — для создания атмосферы, что это все о каждом из нас.
Андрей Гончаров не ставит строгие моральные вопросы, постановка в целом решена в ироничной форме: герои много шутят, общаются со зрителями, неожиданно хватают музыкальные инструменты и начинают петь. В какой-то момент появляются зеркальные шары — свое отражение, а вместе с ним переживания видят и герои рассказа, и зрители. Некий элемент эмпатии и вовлечения.
Актриса Ольга Литвинова верит, что в каждой осени есть весна:
Ольга Литвинова актриса «Осень» — отношения между мужчиной и женщиной, которые претерпевают какие-то метаморфозы с течением времени и приходят к такому результату. Это не значит, что нет любви, все присутствует, просто эти отношения видоизменяются, ничего не разрушено. В течение репетиции мы так, мне кажется, глубоко, разнообразно, широко и вверх, и вниз, и по диагонали разговариваем о ситуации, что все время об этом размышляешь. Видишь каких-то людей, себя в какой-то ситуации. Ты думаешь: «Во вот это, вот это».
В этом уверен и актер Артем Быстров:
Артем Быстров актер «Способен ли человек сохранить любовь после десяти лет супружеской жизни? Способен. Это очень сложная материя. Вот текст Стриндберга: «Непонятно, почему я чувствую себя практически мучительно счастливым». Благодаря этой работе я понял, что вопросы надо задавать только себе, а это очень сложно. Эта работа заставляет тебя о чем-то подумать и погрузиться куда-то в свои миры, а там дальше уж кто на что способен. Если вы возьмете просто реплики Стриндберга, уберете авторский текст и поставите это диалогом, то вы сойдете с ума. Просто как воспринимать эту информацию?»
Спектакль идет чуть меньше полутора часов. А больше и не нужно, чтобы поговорить об этом честно и по делу.