В Госдуме потребовали проверить закон о повышении штрафов в области ПДД на соответствие конституции
Механическое увеличение санкций не может само по себе быть эффективной мерой против роста числа правонарушений, считают ряд депутатов
Читать на полной версииПочти 100 депутатов Госдумы потребовали проверить закон о повышении штрафов за нарушение ПДД на соответствие нормам конституции, сообщают «Ведомости».
Механическое увеличение санкций не может само по себе быть эффективной мерой против роста числа правонарушений, заявили депутаты, ссылаясь на позицию Минюста. Речь идет о поправках в КоАП, принятых в декабре прошлого года и вступивших в силу в начале 2025 года.
Согласно им, штрафы за некоторые нарушения были увеличены в полтора раза. Например, штраф за превышение скорости от 20 до 40 километров в час был повышен до 750 рублей, за пьяное вождение и отказ от медосвидетельствования — до 45 тысяч рублей.
Также изменилась льготная оплата штрафов: срок увеличили до 30 дней, но скидка была снижена до 25%. Депутаты направили запрос в Конституционный суд, но он пока не зарегистрирован.
Об инициативе говорит один из ее авторов, первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев:
Дмитрий Гусев первый зампред комитета Госдумы по контролю «Ко второму чтению была полностью изменена концепция законопроекта. Мы считаем это важным и неправильным. Такое часто бывает в Госдуме, когда Дума почти единогласно принимает законопроект в первом чтении, а между первым и вторым чтением происходят чудеса: вносятся такие поправки, которые полностью переворачивают с ног на голову то, что было заявлено авторами в первом чтении, — это первая причина. А вторая причина, если вы посмотрите на статистику нарушения ПДД, то она год от года снижается. Это значит, что те штрафы и те меры, которые предпринимают правоохранительные органы, достаточны для того, чтобы люди вели себя более ответственно на дорогах, и нет необходимости повышать штрафы. Тем более, самое главное, кроме строгости наказания должна быть его неотвратимость. Мы привыкли жить, что в Москве есть камеры, и все равно штраф тебя настигнет, но у нас в большинстве регионов ситуация не такая. Чем выше штрафы, тем выше возможности у нерадивых правоохранителей вымогать деньги с людей. То есть, когда у человека нормальный штраф, он его заплатит, а когда штраф излишне велик, проще заплатить половину этой суммы вымогателю взятки, чем платить полную сумму, вот о чем идет речь».
Большинство постановлений за нарушения, штрафы за которые изменились, выносятся дорожными камерами. Исключение — отказ от медосвидетельствования при нетрезвом вождении.
По словам представителя правительства в КС Михаила Барщевского, закон был принят с соблюдением всех процедур. Он отметил, что снижение аварийности в последние годы стало результатом комплексных мер, включая ужесточение ответственности за нарушение ПДД.
По итогам прошлого года, как следует из данных ГИБДД, самыми частыми авариями оказались столкновения, наезды на пешеходов и съезды с дороги. Всего в России в 2024 году случилось 132 тысячи ДТП: показатель, пусть и незначительно, но снизился по сравнению с предыдущим годом. 2023-й стал единственным за последние годы, показавшим рост аварийности: в предыдущие годы она стабильно снижалась.
О своевременности инициативы депутатов и ее перспективах рассуждает автоюрист Сергей Радько:
Сергей Радько автоюрист «Перспективы мне не видятся особенно хорошими, потому что принятие закона о повышении штрафа было инициировано теми же самыми депутатами или почти теми же самыми, поэтому немножко странно, что они сначала приняли закон, а потом начали оспаривать его соответствие основному закону. Действительно, с одной стороны видится не очень достаточная аргументация, когда были предложены доводы в пользу повышения штрафа, там были только одни доводы о том, что эти штрафы уже чуть ли не 10 или 15 лет не повышались, не соответствуют реалиям и так далее. Хотя понятно, что наши штрафы давным-давно нуждаются в пересмотре, но подходить к их изменению нужно крайне аккуратно. Тем более почему-то некоторые штрафы у нас не были повышены, например за непристегнутый ремень, за другие нарушения. То есть требуется в идеале принятие нового кодекса об административных правонарушениях, которое обсуждают уже лет, наверное, пять-шесть. Есть разные варианты, есть разные предложения, но пока до принятия единого документа дело не дошло, и все сводится к тому, что бесконечно перекраивается старый кодекс. Кажется, что юридически придраться к самому факту принятия закона вряд ли возможно, потому что он принят Госдумой в соответствии с ее компетенцией, и вопрос, насколько эти штрафы поднимать необходимо, насколько это назрело, необходимо было обсуждать именно на стадии рассмотрения законопроекта и его принятия, а был принят он чуть ли не за один день. Он долгое время лежал принятый в первом чтении, потом прошло второе и третье чтение чуть ли не за пару дней. Поэтому, может быть, тогда не следовало спешить и подумать обо всех моментах, которые влияют на необходимость его принятия, потому что происходит какая-то странная история. На мой взгляд, единственное, что можно сделать, — это принять новый закон, вернув штрафы до прежнего уровня, вот это будет правильно, потому что это будет также в полном соответствии с компетенцией Госдумы».
По данным Госавтоинспекции, общая сумма штрафов за нарушение ПДД за прошлый год составила более 176 млрд рублей. Всего вынесли более 255 млн постановлений, 93% из них — с помощью дорожных камер. При этом годовой прирост количества постановлений замедлился: в 2024 году он составил 6%, в предыдущие годы достигал 11-17%.