Володин анонсировал новые ограничения для иноагентов
Подготовлено три инициативы. Основная предполагает, что лицо могут признать иноагентом за содействие международным организациям, в которых не участвует Россия
Читать на полной версииДля иноагентов готовят очередные ограничения. Их в соцсетях анонсировал спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, подготовлено три инициативы. Основная поправка предполагает, что иноагентами могут быть признаны лица, оказывающие содействие международным организациям, в которых не участвует Россия. Это, например, Международный уголовный суд. В категорию иноагентов попадут те, кто помогает иностранным госорганам в действиях против безопасности России. Либо вовлекает граждан, включая несовершеннолетних, в сбор военно-технической информации.
Вторая инициатива позволит проводить суды в отношении иноагентов при отсутствии подсудимых на месте. Например, в отношении тех, кто покинул страну, но совершает преступления против России из-за рубежа. В списке таких преступлений значатся призывы к терроризму, экстремизму, нарушению территориальной целостности, а также распространение фейков о российской армии.
Третья инициатива вводит уголовную ответственность сроком до пяти лет с конфискацией имущества за дискредитацию вооруженных сил и призывы к санкциям против России. Также появится наказание до семи лет лишения свободы за содействие по найму международным организациям, в которых Россия не участвует. Пока к инициативам много вопросов, говорит адвокат Александр Глушенков:
— На самом деле вопрос сотрудничества с международными организациями, даже с теми, в которых не участвует РФ, очень спорен. Потому что на самом деле есть разные такие организации. Одно дело, если взять какой-нибудь ИГИЛ (признан в России террористической организацией и запрещен), но есть масса организаций нейтральных или даже полезных РФ. Например, если взять организации латиноамериканских государств или азиатские определенные международные организации, их достаточно много, они существуют, работают. И РФ в них официально не принимает участия, тем не менее какие-то российские граждане могут иметь интересы в сотрудничестве с такими организациями, и это может идти на пользу России. И здесь говорить, что это приносит вред, и на этом основании людей признавать иноагентами очень странно. Либо должны быть выработаны критерии таких организаций, сотрудничать с которыми нельзя. Но большая проблема всего законодательства об иностранных агентах то, что этих четких юридических критериев зачастую нет. И какой-то гражданин, который сотрудничает с организацией, наоборот, может России приносить существенную пользу, а на этом основании его будут признавать иноагентом. То есть либо нужно определять более детально международные организации, которые действительно несут определенный вред интересам России, но опять тогда нужно давать критерии этого вреда, определения таких организаций либо составлять список.
— Предложение «помогают иностранным госорганам в деятельности, направленной против безопасности России» тоже можно широко трактовать.
— Я не понимаю, зачем вводят этот критерий, потому что эти действия описаны в диспозиции статьи Уголовного кодекса, например, шпионаж, государственная измена, это действия иностранных государств, иностранных органов, которые наносят ущерб безопасности России. Если такие действия есть, они задокументированы, это нужно возбуждать уголовные дела и привлекать к уголовной ответственности. При чем тут статус иноагента? Если фактически действия покрываются составами уголовных преступлений, которые уже есть в Уголовном кодексе.
Ранее Госдума одобрила в первом чтении полный запрет на просветительскую и образовательную деятельность для иноагентов, одобрила новые штрафы за несоблюдение иноагентами требований Минюста. Иноагентов планируется штрафовать на сумму от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, в случае, если они при публичном распространении материалов не указывают свой статус иноагента или делают это не по форме Минюста.