S7 может уйти из «Домодедово» в аэропорты «Шереметьево» или «Внуково». Предложения от конкурирующих авиаузлов к авиакомпании уже поступили, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли. Обсуждение началось две недели назад. При этом уход S7 ухудшит и без того тяжелую финансовую ситуацию аэропорта.

До конца этого года «Домодедово» предстоят выплаты инвесторам и кредиторам более чем на 15 млрд рублей. Это сопоставимо с его выручкой за первое полугодие года прошлого. На фоне иска Генпрокуратуры к собственникам «Домодедово» может не хватить средств для расчета по обязательствам.

Однако смена аэропорта для S7 — это небыстрая история. К тому же на рынке эта информация еще накануне не фигурировала даже в качестве слухов. Но если это так, то у «Домодедово» проблемы, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

— На рынке до сего дня не было информации о планах S7 по переходу из одного московского аэропорта в другой. Даже если такие идеи у кого-то, возможно, и возникают, я сильно сомневаюсь в реальной ситуации такого большого проекта. S7 — большая авиакомпания, одна из крупнейших в стране, и проблема-то в том, что переход из одного базового аэропорта в другой означает перебазирование всех своих мощностей: и самолетов, и персонала, и маршрутной сети, — это очень серьезная и сложная задача. И ключевой вопрос в том, а поместиться ли авиакомпания S7 в аэропорту «Шереметьево», где уже присутствует «Аэрофлот» со своими дочерними предприятиями, где присутствуют иностранные перевозчики. В общем-то, на мой взгляд, как говорится, Москва не резиновая, там и аэропорт «Шереметьево» не резиновый. И у меня большие сомнения, что даже крупнейший аэропорт в стране сможет принять еще одну такую крупную авиакомпанию, как S7.

— Источники сообщают, что у «Домодедово» проблемы финансового толка. Могли бы пояснить, что случилось с «Домодедово», какая там сейчас ситуация?

— О проблемах аэропорта «Домодедово» хорошо известно всем, и не только в отрасли. И мы все знаем, сейчас есть большие претензии со стороны Росимущества и прокуратуры в отношении владельцев аэропорта «Домодедово». Весь комплекс аэропортов разделен между множеством юридических лиц, там их более 30, часть из них связана с зарубежными офшорами. Претензии прокуратуры заключаются в том, что многие годы деньги из аэропорта выводились за рубеж и продолжают выводиться. Да, сейчас аэропорт передан под управление Росавиации, введено внешнее управление в отношении этого аэропорта, и отсюда все вытекающие проблемы, связанные с тем, а где деньги. Усложнение процесса финансовых взаимоотношений, некое усложнение процесса принятия решений, все равно в какой-то мере сказывается в первую очередь на взаимоотношениях с контрагентом, главное — это авиакомпании. Аэропорт «Домодедово» давно уже перестал быть дружелюбным в отношении базовых авиакомпаний, и тарифы там высокие, и индексируются они жестко, каждый год поднимаются. Руководство «Домодедово» ведет себя достаточно жестко.

Один из неназванных менеджеров «Внуково» уточнил, что переговоры о переезде с S7 впервые пытались инициировать еще в 2018 году. А в «Шереметьево» допустили, что S7 может перевести к ним как минимум часть рейсов.

Такие новости не случайно появились в преддверии высокого сезона как для аэропортов, так и для перевозчиков. Возможно, таким образом авиакомпания хочет усилить свои переговорные позиции. Но переезд не исключен, считает независимый аналитик Дмитрий Адамидов:

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Сейчас летний сезон, надо заработать денег, надо, чтобы твои рейсы были максимально представлены, чтобы могли принять их, и прочее, прочее. Исключительно прагматическая история. Такие переезды происходят достаточно часто, особенно имею в виду, что аэропорт «Домодедово» раньше был достаточно привлекателен, но после того, как были сложности с расширением взлетно-посадочных полос, Росавиация ставила их в хвост очереди, и потихоньку народ куда-то переезжал по мере того, как развивались «Внуково» и «Шереметьево», — это естественный процесс. Поэтому тут не надо искать подоплеки, это обычные хозяйственные вещи. Понятно, что ситуация с запретом платежей не оздоравливает эту историю, потому что «Домодедово» прокуратура запретила проводить ряд платежей, не платят рублем даже по облигациям, хотя по кредитам вроде платят. Явно не та ситуация, когда можно спокойно работать, потому что, если это новый менеджмент, он пока войдет в курс дела, а если это старый менеджмент, то он уже действительно занят другими вещами, а не налаживанием операционной деятельности и контактами с продуктивными клиентами. Надо подождать итогов, потому что слухи слухами, а что там по факту происходит, в общем-то, «Домодедово» всегда был закрытый, они особо не раскрывали, что у них внутри творится. Тоже важный момент, если S7 хочет расширить, если вы хотите поставить 10 новых рейсов, это еще, может быть, справится, а если 20 или 30, а сезон высокий, то в аэропорту может не быть флота для того, чтобы это сделать».

Согласно отчетности по МСФО по итогам первой половины прошлого года, на S7 пришлось 24% выручки аэропорта — более 3,5 млрд рублей. Для сравнения, другая базовая авиакомпания «Домодедово» — «Уральские авиалинии» — принесла аэровокзалу почти вдвое меньше, около 1,9 млн рублей за тот же период. В «Домодедово» газете «Ъ» сообщили, что работают с S7 с 2002 года и рассчитывают на «долгосрочное и взаимовыгодное продолжение партнерства».