Обновлено в 18:45

Руководство «Ароматного мира» рассматривает продажу компании, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Слухи о конфликте внутри руководства разлетелись после того, как один из братьев — основателей компании Валерий Задорин подал иск в суд против другого брата, Павла Задорина.

Валерий владеет долей бизнеса в 32,5%, за Павлом же — 57,5%. Известно, что Валерий требует отменить некую сделку, но детали не разглашаются. Источники газеты конфликт в «Ароматном мире» подтверждают.

На фоне новостей о судебном иске у компании стали все чаще не работать сайт и мобильное приложение. Сотрудники говорят о техническом сбое или хакерской атаке. Но аналитики не исключают, что это может быть связано с разделением бизнеса.

Почва для конфликта у владельцев сети богатая, считает независимый эксперт FMCG-рынка Александр Афиногенов.

Александр Афиногенов независимый эксперт FMCG-рынка «В целом, если взглянуть на саму эту сеть, то ей уже много лет, она с 1998 года существует, была первой алкогольной сетью. И, естественно, многое поменялось: во-первых, основатели разбогатели, и начались претензии другого уровня, непонятного нам. Во-вторых, сам рынок сильно изменился, и появилось много игроков, которые в другие ниши пошли. Когда «Ароматный мир» открывался, это был уровень средний плюс, и никто в те времена не мог даже подозревать, что через какое-то время появится «Красное & белое», например. Поэтому актив, конечно, нужно каким-то образом освежить, он слишком винтажный. Чтобы его освежить, нужно либо какие-то производить манипуляции, стратегии с менеджментом и так далее, либо попытаться его продать. Я думаю, что история с продажами наиболее пока вероятная, и этот конфликт мог бы быть на уровне каких-то эмоциональных решений, продавать — не продавать, как продавать и кому продавать».

Бизнес фирмы эксперты оценивают в 22 млрд рублей. Среди возможных покупателей СМИ называют структуры миллиардера Алексея Мордашова — владельца «Севергрупп» и сети магазинов «Лента». Но это далеко не единственный претендент, отмечает независимый консультант поставщиков торговых сетей, автор телеграм-канала «Продукт медиа» Михаил Лачугин:

Михаил Лачугин независимый консультант поставщиков торговых сетей, автор телеграм-канала «Продукт медиа» «У меня складывается впечатление, что сейчас, когда обсуждается любой возможный актив на продажу, сразу же пишут о том, что его готова купить «Лента», просто потому, что знают, что у Мордашова много денег и он готов скупать вообще все. Последние слухи — это «Азбука вкуса», которую Мордашов якобы хочет купить, причем уже не в первый раз, это сеть «Молния-SPAR» в Челябинске. Эти вбросы могут иметь под собой какие-то основания, потому что наверняка обсуждения идут, но все-таки пока какой-то информации, по крайней мере у меня, нет, что именно «Лента» хочет купить, хотя логика в этом есть: «Лента» развивает сеть «Вингараж», хотя пока без особого успеха, я так понимаю, тестирует пока этот формат. Если, конечно, они купят такой актив, как «Ароматный мир», то им это серьезно поможет, другой вопрос, насколько они потом смогут с ним совладать и управлять им, потому что «Лента» пока не замечена в компетентном управлении теми активами, которые она приобретала. Также я бы, наверное, еще не сбрасывал со счетов Х5, которая тоже в свое время пыталась развивать алкосеть, у них была сеть «Пятница» — это такая «Пятерочка», но именно алкомаркет. Основной ассортимент — это алкогольная продукция, и этот проект у них не пошел, и год назад, кажется, были сообщения о том, что они рассматривают возможность купить какую-то сеть алкомаркетов или развивать что-то свое. Поэтому, возможно, Х5 этот актив тоже будет интересен».

Также в рассуждениях о том, что привело к решению о продаже бизнеса, упоминаются и новые законы в Подмосковье и Вологодской области. В Московской области с сентября нельзя будет размещать алкогольные магазины на первых этажах выходящих во двор помещений многоквартирных домов. А в Вологодской области с марта действуют уникальные для России правила продажи алкоголя: в будние дни он продается только два часа в день, в выходные — с 8 до 23 часов.

Иван Федяков генеральный директор информационно-аналитического агентства InfoLine «За последние годы ситуация на рынке торговли алкоголем сильно ужесточилась, мы видим, что идет процесс консолидации как FMCG-сети, так и сети в сфере специализированной торговли. В специализированной торговле в первую очередь основным консолидатором и создающим напряжение является «Красное & белое», которая только за прошлый год открыла более 3700 магазинов, и сегодня это уже больше 20 тысяч алкомаркетов по всей стране. Также напомню, что в группу компаний «Меркурий ретейл холдинг», в которую входит «Красное & белое», входит также «Бристоль». Вот эта группа компаний увеличила за прошлый год количество магазинов на 4 тысячи единиц. Это очень много, вдумайтесь: в день открывалось почти по десять алкомаркетов по стране. И сегодня это уже почти 30 тысяч магазинов. Конечно, конкурировать с такими сильными игроками достаточно сложно, и во многих случаях уже некуда развиваться, нет места для развития. Перебои в работе сайта действительно были, мы наблюдали это в последние несколько дней. Возможно, это определенное следствие того конфликта, о котором мы говорим, хотя не исключено, что технические сбои могли произойти по каким-то другим причинам. В данном случае явно, что потеря контроля и возникшие вопросы с точки зрения контроля за работой компании, за работой сети, могли проявиться в том числе и в технических перебоях работы сайта и сети как таковой».

Опрошенные аналитики в целом сомневаются, что магазин стал жертвой новых правил. В этих регионах магазинов компании не так много, а вот расти в других частях России сети все труднее, и, возможно, «Ароматный мир» просто не справляется с конкуренцией.