«Анора» получила «Оскар» как лучший фильм, ее режиссер Шон Бейкер — как лучший режиссер
Сыгравшую главную роль Майки Мэдисон признали лучшей актрисой. Фильм победил в номинациях за лучший сценарий и монтаж. Юра Борисов, который имел номинацию на лучшую мужскую роль в «Аноре», остался без награды
Читать на полной версииОбновлено в 17:55
Лучшим фильмом на «Оскаре» стала «Анора» — картина американского режиссера Шона Бейкера с участием российских актеров. Фильм получил пять статуэток в шести номинациях: «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший монтаж», «Лучший режиссер», «Лучшая актриса» и «Лучший фильм».
Юра Борисов, первый российский актер, номинированный на «Оскар», не получил статуэтку. Как и ожидалось, премию за лучшую роль второго плана дали Кирану Калкину за фильм «Настоящая боль». Но во время объявления номинации Роберт Дауни — младший расхвалил Борисова со сцены за «выдающуюся игру» и сказал, что у него большое будущее и что Борисов на своем месте.
А из-за Майки Мэдисон, исполнившей главную роль в «Аноре», Деми Мур не получила статуэтку. Ее номинировали на «Оскар» впервые за 46 лет ее карьеры за роль в «Субстанции», и многие ожидали, что она победит. Ведущий премии Конан О'Брайен, комментируя победы «Аноры», пошутил со сцены, сказав, что американцам понравилось смотреть, как в фильме дают отпор русским.
«У «Аноры» отличный вечер. Думаю, американцы рады наконец увидеть, как кто-то противостоит могущественному русскому».
Церемонию награждения обсудили с обозревателем «Бизнес FM» Полиной Федосеевой, которая следила за трансляцией:
Полина Федосеева обозреватель «Бизнес FM» «Этот «Оскар» кинокритики называют одним из самых необычных и сложных для предсказания победителей за долгое время. Во-первых, практически во всех основных категориях было по два весомых конкурента, а, во-вторых, в самом оскаровском списке было представлено все многообразие современного кино по жанрам. Но в целом все обошлось без вау-эффекта: не считая парочки номинаций «Аноры», все получили ровно то, что и прогнозировали букмекеры, критики и профильные издания. Что касается сюрпризов, наверное, это женская роль, потому что все ставили на Деми Мур, и то, что взяла Майки Мэдисон, это многих удивило и расстроило. Я читала первые впечатления, все писали — как же так, это нечестно, за что дали Майки Мэдисон, бедная Деми Мур. «Субстанции» дали только за грим и прически, что несправедливо и так далее. По поводу мужской роли: то, что Эдриан Броуди из «Бруталиста» взял ее, — это абсолютно заслуженно. Но, мне кажется, интересный факт то, что многие кинокритики не голосовали за Райфа Файнса из «Конклава». Потому что решили, что у него уже есть «Оскар», а это на самом деле не так. И некоторые кинокритики заявили, что раз не получается отдать Райфу Файнсу, мы отдадим Эдриану Броуди, потому что у него нет «Оскара», а у него есть «Оскар» за «Пианиста», 2003 год. Поэтому тут немного грустно получилось, тоже многие расстроились. И по поводу анимации стоит сказать, потому что в категории «Лучший анимационный фильм» в поединке сошлись два метра, шансы были практически равные — это «Дикий робот» от DreamWorks и «Поток» латвийского режиссера. Победил «Поток», и я, наверное, отмечу, что это одна из самых бюджетных картин, представленных на «Оскаре». Сделана она на движке компьютерной игры, в мультике нет слов. А еще это первая номинация латвийского кино в истории «Оскара», и в стране уже установили памятник главному герою мультика — черному котику».
Как обычно, отдельное внимание было уделено красной дорожке и нарядам, в которых пришли номинанты. Многие девушки решили не перегружать себя тканью и явились на церемонию в открытых и полупрозрачных платьях.
Премия «Оскар» довольно консервативная, а прямая трансляция подпадает под строгие правила Федеральной комиссии по связи. Но за трендами идут все, и о политкорректности здесь говорить не стоит. Комментирует профессор истории моды Академии художеств Милана Любовь Попова:
— Вы видели «Грэмми»? Видели Канье Уэста с женой? Она была почти голая. Если вы посмотрите на известных лиц на красной ковровой дорожке, многие были одеты в Armani. Кутюрная коллекция Armani очень шикарная, но тоже построена на прозрачности, но, конечно, мы не можем сравнить Armani с вульгарностью жены Уэста.
— Но тем не менее эта прозрачность вообще откуда пошла?
— С одной стороны, такие фирмы, как Prada и так далее, говорят, что сейчас коллекции менее изысканные, менее богатые украшениями. С другой стороны, есть и противоположное направление, которое касается вечерней одежды, не повседневной. И Dolce & Gabbana, как обычно, и прозрачные кружева. То есть те, кто в этом направлении работает, не имеют ничего против прозрачности. Это периодически появляется.
— И даже для «Оскара» это не зазорно?
— Не думаю, что там есть официальные ограничения. Сам haute couture изменился, так что есть и такое сегодня.
— Надолго ли с нами этот тренд?
— А кто его знает? Только что показали коллекции, посмотрим, какие реакции, какие будут мероприятия. Вообще, сейчас оголение в тренде.
Не обошлось без традиционных для «Оскара» политических высказываний. Зои Салдана, победившая в номинации «Лучшая женская роль второго плана» за фильм «Эмилия Перес», во время своей эмоциональной речи заявила, что она гордый ребенок иммигрантов.
Эдриан Броуди, актер еврейского происхождения, взявший статуэтку за лучшую мужскую роль в фильме «Бруталист», затронул темы антисемитизма и расизма в целом. А актриса Дэрил Ханна со сцены высказалась в поддержку Украины и подняла два пальца вверх в знак мира. Но в целом этот «Оскар» не был таким конфликтным, как в прежние годы, говорит кинокритик, обозреватель журнала «Правила жизни» Егор Москвитин:
Егор Москвитин кинокритик, обозреватель журнала «Правила жизни» «Церемония замечательная, потому что она была непредсказуемой, букмекеры и аналитики делали ставки на других победителей. Да, все ждали триумфа «Аноры», но никто не думал, что у нее будет победа в категории «Лучший монтаж», в категории «Лучший сценарий», в категории «Лучшая актриса», поэтому вечер был полон сюрпризов, и это то, что делает «Оскар» таким живым. Мне очень понравилось то, что Шон Бейкер стал первым в истории человеком, который взял четыре «Оскара» за один вечер. Да, такое уже было с Уолтом Диснеем, но его награждали за разные картины, а Шон Бейкер установил рекорд — это абсолютный триумф именно независимого маленького кино, потому что «Анора» сделана всего за 7 млн долларов. Это в десятки раз меньше, чем многие конкуренты. И вдруг один человек берет и доказывает, что если ты очень любишь рассказывать истории о людях, то рано или поздно это добро вернется к тебе. Даже внешне Шон Бейкер, которому, если не ошибаюсь, уже больше 50 лет, выглядит как мальчишка, потому что этот внутренний ребенок, который в нем сидит, не позволяет ему стареть. В других номинациях награды распределились достаточно ровно. В «Лучшем адаптированном сценарии» предсказуемо победил «Конклав», и это история, которая казалась одним из вероятных победителей на «Оскаре», но в итоге она ограничилась этой наградой. «Бруталист», который многим был симпатичен, ушел домой с «Лучшей операторской работой», с «Лучшим саунтреком» и с «Оскаром» для Эдриана Броуди. Все речи были относительно нейтральными, ожидалось гораздо больше конфронтации, связанной с присутствием в секции документального кино украинской картины или победившей израиле-палестинской картины, которая как раз-таки сделана кинематографистами с обеих сторон. Но, на самом деле, по тому, что говорилось на «Оскаре», кажется, что искусство ждет какой-то большой разрядки и кажется, что этот «Оскар» не был таким конфликтным, как это было в прежние годы. Поэтому ничего провокационного не прозвучало, и в целом атмосфера была благожелательная, что было видно и по тому, как встречали Юру Борисова и других российских актеров».
Рекордсменом по номинациям на «Оскар» стал фильм «Эмилия Перес», он получил 13 номинаций, при этом победил только в двух. «Анора» получила больше всего статуэток среди всех других фильмов.