Британские музыканты выпустили «немой» альбом в знак протеста против ИИ
Пластинка стала ответом на готовящийся закон, по которому технологические компании смогут бесплатно использовать произведения артистов для обучения нейросетей
Читать на полной версииБолее тысячи музыкантов из Великобритании объединились и выпустили «немой» альбом под названием «Это то, чего мы хотим?». Он содержит звукозаписи из пустых студий и концертных залов, что символизирует влияние нового законопроекта на заработок музыкантов. Британское правительство предложило внести изменения в авторское право, которые позволят ИИ-компаниям использовать творческие работы без лицензии для обучения своих нейросетей.
Названия всех 12 треков альбома складываются в лозунг: «Правительство Великобритании не должно узаконивать кражу музыки ради выгоды компаний искусственного интеллекта». К акции протеста против изменений в авторском праве присоединились Кейт Буш, Билли Оушен, группа The Clash, Ханс Циммер и другие.
Продолжает музыкальный журналист из Лондона, автор телеграм-канала «Альбомы по пятницам» Павел Борисов:
Павел Борисов музыкальный журналист из Лондона, автор телеграм-канала «Альбомы по пятницам» «Сейчас существует дискуссия на тему того, как лучше подходить к вопросу авторского права в искусственном интеллекте. И одна из идей — это то, что авторы, правообладатели должны давать свое согласие. А другая из идей — только в случае, если автор не хочет, чтобы его музыка использовалась в тренировке нейросетей, он должен об этом заявить. То есть это вопрос opt-in или opt-out. Вот Великобритания склоняется к тому, что должен быть вопрос opt-out, то есть ты по умолчанию согласен, что твою музыку будут использовать в соцсетях. Я лично не считаю, что это будет катастрофический ущерб. Без личности музыканта музыка часто бывает неинтересна. Есть, конечно, какая-то фоновая музыка, и ее искусственный интеллект действительно может отчасти заменить. А вот музыка, которая попадает в чарты, музыка, о которой говорят, это как раз эти артисты — Кейт Буш, Ханс Циммер, The Clash или Дэймон Албарн. Я крайне сомневаюсь, что их можно заменить. В случае Ханса Циммера, который имеет прикладное значение как музыка для кино, наверное, еще есть какая-то угроза. А в случае Кейт Буш и Дэймона Албарна угрозы нет, потому что музыка без личности этих артистов нам неинтересна. И это артисты, которые двигают музыку вперед, создают что-то новое, в то время как ИИ — это пережевывание старого. Без влияния нового ничего не получается. Зачастую довольно трудно добиться от искусственного интеллекта того, что вы хотите. То же самое касается людей, которые работают иллюстраторами, и как они видят эффект Midjourney на своей работе. Там, где нужна достаточно примитивная или непритязательная работа художника, музыканта и так далее, раньше люди либо покупали эту музыку в банках, в библиотеках, которую делают люди на потоке, особенно это касается музыки для рекламы в первую очередь, для YouTube или для TikTok (заблокитрован в РФ. — BFM) — для такого рода вещей, эта ниша просто перестанет существовать, потому что ИИ справляется очень хорошо. Конечно, довольно грустно, что компании, которые занимаются производством ИИ-музыки, например Suno и Udio, даже не пытаются спрашивать у правообладателей, согласны ли они на это использование. Это не кажется законным. Но мир двигается, к сожалению, в ту сторону, в которой это оказывается законным, и музыканты могут только повлиять на это своим несогласием уже постфактум».
Возможные изменения в авторском праве на музыкальные произведения вряд ли коснутся авторской музыки и признанных во всем мире артистов, потому что бессмертные хиты нейросети создавать не умеют, считает журналист, телеведущий, музыкальный критик Илья Легостаев:
Илья Легостаев журналист, телеведущий, музыкальный критик «Я очень надеюсь, что британский опыт в этой индустрии, их сдержанность и умение находить компромиссы помогут выработать решение. Для музыкантов, которые только сейчас начинают карьеру, взаимоотношения с публикой, дистрибьюция, погружение в этот бизнес будут немного другими, чем даже десять лет назад. Потери, конечно же, будут. Уже сейчас искусственный интеллект достаточно успешно заменяет людей при написании фоновой музыки, клубной музыки и чего-то подобного. Пока он не умеет писать хиты и вряд ли, наверное, научится, потому что хиты — это как раз некоторые несовершенства, шероховатости и нюансы, которые, конечно же, человеческий талант хватает гораздо лучше. Но для людей, которые занимались именно музыкой для картотек, настают, конечно, довольно мрачные времена».
Все доходы от альбома будут перечислены в фонд Help Musicians, а сам альбом доступен на Spotify.
Глобальное исследование показало, что работники музыкального сектора могут потерять почти четверть своих доходов из-за искусственного интеллекта в следующие два года.