Российский фондовый рынок отреагировал ростом на новые пакеты санкций
В основном эти ограничения дублируют меры, которые ранее против РФ ввели США. Поэтому экспертов новые пакеты не напугали. Реакция рынка в этом плане тоже показательна. Впрочем, неприятные моменты в новых пакетах тоже есть
Читать на полной версииВ понедельник, 24 февраля, новые санкции против России приняли Евросоюз, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Несмотря на это, индекс Мосбиржи в течение торгового дня находился в «зеленой зоне». По итогам сессии рублевый индикатор вырос на 0,62%, до 3 303,63 пункта, долларовый индекс РТС — на 0,57%, до 1 179,86 пункта.
Под британские рестрикции попали автомобильная группа «Авилон», авиакомпания S7 и ее владелец Владислав Филев, компания «Стройсервис», ГК «Сибантрацит», «Акрон Холдинг» и некоторые другие лица и предприятия.
Также Великобритания ввела санкции против компаний из Китая, Индии, Таиланда, Турции, Киргизии и Германии за организацию поставок товаров и услуг в Россию, влияющих на укрепление обороноспособности страны.
Евросоюз в рамках 16-го пакета среди прочего ввел санкции против 13 российских банков. С 17 марта им ограничат доступ к SWIFT. В список попали «Уралсиб», «Точка», «Синара», «Ак барс», Росэксимбанк и так далее. Но почти все они уже находятся под санкциями США. Новые европейские санкции создадут определенные проблемы этим конкретным банкам, но на картину в целом не повлияют, уверен эксперт финансового рынка Андрей Бархота:
Заметным в этих пакетах остается ограничение на импорт из России первичного алюминия. Но теперь появилось пояснение, что это квоты на импорт, на 12 месяцев, в размере 275 тысяч тонн, что равно 80% от импорта алюминия в прошлом году. Кроме того, ЕС запретил проведение транзакций с рядом российских портов и аэропортов, в частности, с «Внуково» и «Жуковским», четырьмя региональными аэропортами, а также Астраханским и Махачкалинским портами.
Евросоюз «запрещает любые транзакции с определенными портами и аэропортами в России, которые используются для поставок в Россию беспилотников, ракет и связанных с ними технологий, или использующихся для обхода предельных цен на нефть или других ограничительных мер судами, эксплуатация которых представляет высокий риск для судоходства».
Под «транзакциями» в данном случае можно понимать любое финансовое взаимодействие. Сами европейские компании с российскими уже и так не взаимодействуют, и опасения у экспертов вызывает перспектива того, что ЕС запретит доступ на европейский рынок бизнесу из третьих стран, которые хоть как-то контактируют с российским портами и аэропортами из списка. Грубо говоря, не запретят ли условной Turkish Airlines летать в Европу, если самолеты этой компании садятся во «Внуково»?
Та же самая ситуация с портами. Их в 16-м пакете санкций ЕС упоминается пять — в Астрахани, Махачкале, Усть-Луге, Приморске и Новороссийске. Охвачен Каспийский бассейн, Балтика и Черное море. Президент Российской ассоциации морского права, представитель России в международном морском комитете Константин Краснокутский понимает новые санкции ЕС однозначно:
Константин Краснокутский президент Российской ассоциации морского права, представитель России в международном морском комитете «Здесь не только запрет в отношении европейских компаний по заходу в порты, но и компании третьих государств рискуют, зайдя в санкционные российские порты, быть отрезанными в будущем от европейских портов, от услуг в европейских портах. То есть, условно, зайдя в российский санкционный порт, потом нельзя уже будет зайти в порты Европы ни на ремонт, ни с целью бункеровки судна. Банки отслеживают санкционные суда и суда, которые нарушили санкции, зайдя в какой-то санкционный порт. И условно, если какой-нибудь китайский судовладелец захочет заплатить за какие-то услуги по ремонту своего судна в каком-то европейском порту, возможно, такой платеж не будет проведен. Здесь контрагентам, которые заходят в порты, нужно будет сделать выбор. То есть это существенно ограничивает товарооборот российских портов».
Также новый пакет санкций ЕС усиливает ограничения в секторе автоперевозок. Доставка грузов по территории Евросоюза транспортом российских перевозчиков была запрещена еще в 2023 году. Теперь условия стали суровее — запрещены доставки даже европейскими операторами, если бенефициаром 25% долей и более является российское физическое или юридическое лицо. Другими словами, любое упоминание в договоре чего-нибудь, связанного с Россией, для ЕС теперь становится раздражителем и поводом сделку отменить.