Высшее образование в России уже несколько лет меняет траекторию развития, формируется как отдельная система со своими ценностями и стандартами. С сентября 2026 года все российские вузы перейдут на обновленную систему высшего образования. Почему появилась такая необходимость и какой будет эта система?

Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году, поэтапно отходя от советской. Молодым россиянам хотели дать возможность получить образование, которое бы котировалось и в других почти 50 странах, где студенты тоже обучались четыре года на бакалавриате, два года в магистратуре и в аспирантуре. Однако три года назад российские политики и профильные ведомства сигнализировали о том, что Болонская система не прижилась в стране, а обещанной образовательной и научной интеграции с Европой так и не случилось, поэтому Россия вышла из нее.

В мае 2023 года президент России Владимир Путин подписал указ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». В нем прописано, что степени бакалавриата и магистратуры заменяются базовым и специализированным высшим образованием, следующая ступень — профессиональное образование — аспирантура. Для реализации обновленной системы выбрали мягкий путь с пробами и корректировками, что не означает растянутый. Убедиться, как будет работать новая модель, доверили шести вузам в рамках пилотного проекта:

  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта;
  • Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет);
  • Национальный исследовательский технологический университет МИСИС;
  • Московский педагогический государственный университет;
  • Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II;
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Пилот стартовал в тот же год, у вузов было чуть больше месяца, чтобы подготовиться к приему абитуриентов на обновленные программы. Каждый университет внедрил схожие требования к поступлению и обучению студентов по новой системе, но добавил и свои детали, тестирует свои модели. В 2026 году вузы поделятся полученными наработками и результатами, а Минобрнауки подготовит нормативно-правовые документы по новой системе образования для всех российских вузов.

«Мы находимся на втором курсе пилотного проекта, как студенты»

Через два года после начала пилота в БФУ имени Иммануила Канта пришли к выводу: к подготовке специалистов по разным специальностям стоит подходить по-разному, без единой модели. Гибкость действительно одна из преимуществ обновленной системы. Так, студенты базового высшего образования могут выбрать сроки обучения от четырех до шести лет, специализированного — от одного до двух лет в зависимости от своих целей будущей карьеры.

В научно-технологическом парке «Фабрика» БФУ имени Иммануила Канта. Фото: Виталий Невар/ТАСС

Модель позволяет в рамках одной программы обучить специалиста с разным уровнем профессиональных навыков. Например, в области металлургии на программе базового высшего образования подготовить инженера технической эксплуатации за четыре года, инженера — за пять лет, инженера-проектировщика (инженера-исследователя) — за шесть лет, отметили в МИСИС.

Андрей Воронин проректор по образованию Национальный исследовательский технологический университет МИСИС «Университет разработал и внедрил многотрековую модель. Поступая на программу базового высшего образования, студент получает возможность выбрать будущую квалификацию и уровень как специалиста. От этого выбора зависит продолжительность обучения. Дисциплины разделены на образовательные траектории. Кроме того, образовательные треки по запросу индустриальных партнеров могут быть добавлены для выбора студента уже в процессе обучения. Студенты самостоятельно на втором курсе принимают решение о длительности обучения, и это меняет принципы взаимодействия с обучающимися. Первые два курса мы насыщаем ситуациями, когда студент сталкивается с крупнейшими работодателями, работают в командах знакомятся с исследовательским комплексом университета. Например, у айтишников чаще запрос на более короткий срок обучения. Со второго курса они уже активно сотрудничают с компаниями и уже понимают, где будут работать. Если говорить про наукоемкие направления, ребята ориентируются на шестилетние траектории, которые позволяют получить полноценную квалификацию. Это многотрековая модель, которая требует пояснений, но, когда абитуриент и родители понимают суть изменений, они действительно этим интересуются».

А второе преимущество — большая вовлеченность работодателя в образовательный процесс. В БФУ при выборе направлений и изменении программы обучения исходили из того, где есть крупный региональный и федеральный заказчик и какой у них запрос в специалистах. При этом в образовательных программах практическая часть обучения, которую разрабатывают вместе с компаниями, составляет 37%, что отличается от количества практики на бакалавриате.

Максим Лисогор врио проректора по образовательной деятельности БФУ имени Иммануила Канта «В 2023 году нам предоставили высокую степень свободы в формировании содержания образовательных программ, чтобы наш выпускник получился таким, каким его видит работодатель. Решения тогда нужно было принимать оперативно, указ президента РФ вышел в начале мая, а в конце июня стартовал прием документов. Мы включили в пилотный проект отдельные направления подготовки: химия, педагогическое образование, юриспруденция. Ориентировались на работодателей в том числе и по юриспруденции, отталкивались от тех компетенций, которые необходимы для приема на работу. Обычно юристам требуется именно пятилетнее образование. И пилотный проект позволил нам ввести дополнительный год обучения. В 2025 году планируем ввести направление по туризму, есть профессиональное сообщество, которое этого ждет».

У вузов была цель донести информацию до абитуриента об изменениях и преимуществах новой программы, объяснить, почему он в некоторых случаях будет учиться не четыре года, а пять лет. Кроме того, обновленная система образования предполагает присвоение дополнительных квалификаций. В БФУ студенты, обучающиеся по новой программе, могут выбрать один из девяти элективных модулей, например, педагогический, предпринимательский. Дисциплины включают в образовательный процесс на третьем курсе. Поэтому выпускник получит еще диплом о дополнительном образовании.

Студенты на лекции. Фото: Matej Kastelic/Фотобанк Лори

«Изменения восприняли с энтузиазмом. Например, оценили годичные программы специализированного высшего образования, где обязательное требование — наличие профильного образования. Студенты базового тоже быстро поняли все преимущества — система квалификации, которая понятна и привычна работодателю», — добавил Максим Лисогор.

Новая «магистратура» больше не показатель высшего образования

В дипломах нового образца будут указаны ступень, направление подготовки, срок обучения, основная квалификация и дополнительная квалификация.

В России наличие степени бакалавра у студента работодатели могли воспринять как неполное образование, предполагалось, что выпускник должен получить и степень магистра. Важно то, что базовое высшее образование будет считаться полноценным и законченным. Это еще одна главная цель образовательной реформы. В каких случаях тогда стоит поступать на программы специализированного образования?

Андрей Воронин проректор по образованию Национальный исследовательский технологический университет МИСИС «Программа специализированного высшего образования (приравнена к магистратуре) может быть освоена при необходимости в дальнейшем карьерном росте или смены профессиональной траектории. Например, при поступлении на годовую программу магистратуры необходимо иметь опыт работы в отрасли, что позволяет более осознанно подходить к выбору своей дальнейшей образовательной траектории. Обучающиеся приходят на такую программу уже со своим проектом, со своими задачами, и программа обучения строится на основе этого. Двухлетние программы магистратуры наполнены исследовательской компонентой — для тех, кто желает связать свою жизнь с исследованиями и разработками».

С начала пилотного проекта из некоторых университетов — участников уже выпустились первые студенты специализированного высшего образования, они обучились на годичной программе.

Какого выпускника ждут в компаниях?

В российских компаниях прием выпускника вуза чаще всего сопровождается сомнением в его компетенциях или пониманием, что сотрудника нужно будет подтянуть для полноценной работы. А дальше уже, как покажет себя молодой специалист.

Генеральный директор ООО «Ампертекс» Павел Погребняков перечислил те навыки, которые чаще всего студенты недополучают в вузах:

Павел Погребняков генеральный директор ООО «Ампертекс» «Нам необходимы химики-технологи, электрики-инженеры-проектировщики. В таких специалистах мы очень нуждаемся, но у многих выпускников которые к нам приходили, недостаточно практических навыков работы в лаборатории и с современным оборудованием, опыта работы в проектной среде, понимания бизнес-подходов, даже если должность техническая. Кроме того, многие выпускники не умеют четко и емко презентовать свои идеи».

По словам Павла Погребнякова, в новую систему образования стоит добавить больше интеграции с индустрией, например совместные проекты с реальным бизнесом, чтобы студенты уже во время обучения понимали, как работают предприятия, как внедряются новые материалы и технологии.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

«Из дополнительных компетенций я бы отметил необходимость умения работать с ИИ и развитие предпринимательских способностей, потому что в современном мире умение работать на стыке науки, технологий и бизнеса становится важным навыком. Даже если студент изначально не планирует становиться предпринимателем, развитие таких компетенций поможет в карьере, будь то наука, стартапы или работа в корпорациях», — добавил генеральный директор ООО «Ампертекс».

Как отметила директор компании VM Partners, которая оказывает услуги по работе с Китаем, Дарья Мушта, работодатель, скорее всего, не сможет погрузиться в детали новой системы образования, учитывать ее преимущества. Компаниям все так же важны наличие определенных компетенций и их сочетания, именно на это будут обращать внимание при приеме на работу. Например, в VM Partners необходимы технические специалисты с хорошим уровнем китайского языка.

Кроме того, имеют значение и другие навыки специалиста, который еще должен адаптироваться в коллективе, стать его полноправным участником. Новая система высшего образования действительно дает возможность получить более качественное образование, приобрести дополнительные компетенции по смежным направлениям, но студент прежде всего должен понимать, каким его ждут на рынке труда.