Wildberries и «Авито» заявили, что иностранные продавцы могут уйти с отечественных маркетплейсов из-за обязательной аутентификации через «Госуслуги». Ранее правительство внесло в Госдуму законопроект, в котором предлагается обязать пользователей интернет-платформ проходить такую идентификацию при размещении предложения купли-продажи товара или услуги. Это делается для того, чтобы было сложнее публиковать мошеннические объявления.

Как заявили в Wildberries, эта норма заблокирует развитие международной онлайн-торговли и приведет к перетоку покупателей на иностранные площадки. Там подчеркнули, что для большинства иностранных продавцов аутентификация через «Госуслуги» недоступна, поскольку им будет тяжело разобраться в нюансах регистрации, а подтверждение учетной записи и доступ к порталу без физического присутствия в России невозможно.

В «Авито» говорят, что теперь любой пользователь, перед тем как продать детскую коляску на сайте объявлений, должен пройти верификацию через «Госуслуги». Поэтому есть большая вероятность, что ради единичных продаж большинство людей попросту откажутся от этого — им будет проще уйти в соцсети или мессенджеры.

Мнение по поводу этой инициативы высказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:

Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) «Иностранцы точно не смогут регистрироваться, для них нужно рассматривать другой порядок. Граждане России и российские юрлица смогут, им уже сейчас предлагают такую опцию. Но, помимо этой опции, у них сейчас есть более широкий спектр возможностей авторизовать себя. В качестве мер по проверке продавцов площадки сейчас используют акцепт-приглашение в системе электронного документооборота, проверку по электронной цифровой подписи. У многих банков есть свои банковские ID, эта проверка проводится через них. Либо сверяют, например, данные банковские о расчетном счете с ИНН. В то же время у целого ряда площадок уже есть интеграции с ЕСИА, но надо понимать, что продавцами могут выступать не только юридические, но и физические лица. У нас много разных площадок, где размещаются объявления простых пользователей. Для людей, желающих продать товар, например бывший в употреблении, это может стать серьезным осложнением и приведет к тому, что они будут переходить в другие каналы продаж своих товаров».

Представители Wildberries и «Авито» выразили готовность к диалогу с регулятором по вопросам «поиска более сбалансированных решений, учитывающих интересы рынка, потребителей и государства». Позицию государства объясняет Владимир Блохин, руководитель консалтингового агентства «Энилекс», которое занимается продвижением на маркетплейсах:

Владимир Блохин руководитель консалтингового агентства «Энилекс» «Я здесь буду на стороне государства. Идентификация через «Госуслуги», проверка юрлица — это в принципе очень хорошее решение для очистки рынка. Это как «Честный знак», ругаться на него — то же самое. Касаемо Wildberries, он сделал большую ставку на китайских сейлеров, Ozon, кстати, тоже, но здесь нет его комментария. Это китайцы, которые регистрируются в Китае, либо граждане Казахстана и предприниматели, они продают товары в Россию. Кстати, если что, у этих селлеров лучшие условия, чем у селлеров из России, там даже комиссия бывает 1% на короткий период, для них дешевле реклама. Маркетплейсы на сегодняшний день активно дают огромные преимущества иностранным продавцам, чтобы они продавали по низкой цене, тем самым, как я считаю, убивают отечественных селлеров, но это, опять-таки, их право, их площадка. Они сопротивляются из-за того, что для Wildberries, для Ozon это было стратегическое направление. Что касаемо «Авито», в целом это «серая» схема, все равно они не пытаются легализоваться. Поэтому они боятся оттока селлеров, но не хотят заморачиваться, как-то светиться, здесь, наверное, вопрос про это. Что касается перетока клиентов с одного маркетплейса в другой, и отечественные, и иностранные селлеры торгуют примерно одним и тем же. Иностранные селлеры из-за того, что у них другая налоговая база, включая Китай, из-за того что у них лучшие условия, чем у отечественных селлеров, торгуют сильно дешевле. Из-за этого у них есть конкурентное преимущество. Поэтому глобально перетока не произойдет, но китайские селлеры не будут продавать в России. Для регистрации на «Госуслугах», насколько я знаю, на сегодняшний день нужна отечественная сим-карта, чтобы реализоваться, поэтому это будет технически проблематично. Это борьба с контрафактом, я думаю, это только хорошее решение. И поэтому это не создаст проблем мне, моим клиентам. А те, кто находится в серой зоне, те могут как-то мухлевать и бояться, что их поймают через левые ИП и прочее. Это, кстати, тоже отчасти борьба с дробленкой. Давайте будем работать честно и будем легализованы».

Представители Ozon, «Яндекс Маркета» и «Мегамаркета» отказались от комментариев.