Обновлено в 21:30

Отели в Анапе не возвращают туристам деньги за отмену брони. В редакцию «Бизнес FM» обратилась слушательница, которая почти два месяца добивалась возврата своих средств. Путевку она решила сдать после разлива мазута в Черном море. Некоторым деньги до сих пор не пришли, все больше людей готовятся идти в суд.

Екатерина купила путевку в пятизвездочный отель в Анапе в ноябре. В честь «черной пятницы» там предлагали большие скидки. Всего за отдых на ее семью с четырьмя детьми пришлось заплатить почти 630 тысяч рублей. Но после разлива мазута в Черном море Екатерина решила, что везти детей на анапское побережье летом не станет, и запросила возврат.

Однако вернуть свои средства оказалось не так просто — для этого потребовалось активно напоминать о себе отелю не только в письмах, но и в соцсетях. Где позже комментарии закрыли совсем. Екатерина считает, что ей повезло: ей обещали вернуть деньги за 45 дней, но сделали это только спустя 50. А кто-то ждет уже больше двух месяцев и ничего не происходит, говорит Екатерина:

«Люди массово пишут, что деньги не возвращаются, что отель на контакты не идет. Естественно, я начала тут же звонить в отель, мне начали говорить то же самое, что есть некие списки, которые утверждаются директором. Вы есть в реестре, но в списках вас нет, поэтому мы вам на этой неделе не вернем, когда вернем, не знаем. Из 45 человек, которые только нам известны, которые ожидают возврата, возврат прошел только у четырех человек от отеля и еще одному человеку удалось получить деньги через отмену операции в банке. У людей задержки от 60 до 90 дней уже».

Учитывая, что с самой катастрофы в Черном море прошло пока что меньше 70 суток, похоже, часть людей ждут возврата, который случился по другой причине. Туристы жалуются губернатору, в министерство туризма и в прокуратуру. Кто-то собирается судиться. Но сама по себе ситуация, когда отели не возвращают деньги, не столь массовая, говорит гендиректор турфирмы «Дельфин», вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин:

Сергей Ромашкин вице-президент Ассоциации туроператоров России, генеральный директор турфирмы «Дельфин» «История случилась зимой, и, в принципе, бронирований летней Анапы было не очень много. Мы его оцениваем, ну если взять весь год в Анапе за 100%, то к середине января было куплено 3-4% летних заявок на Анапу. К 1 января общее количество бронирований на Анапу было порядка 250 тысяч человек, при том что Анапа за год принимает свыше четырех миллионов человек. Из этих 250 тысяч, по моей оценке, 50 тысяч аннулировались, осталось 200, которые ждут развития ситуации с ликвидацией последствий. Кроме того, ежедневно идут бронирования, но тем не менее туристы даже в этой ситуации, когда они понимают свои риски, наверное, они все равно бронируют, в нашей компании это сотни бронирований ежедневно».

В сравнении с началом декабря спрос на курорты Анапы упал в два раза. Часть людей вместо этого решили поехать в Геленджик, Крым и Кавказские Минводы. В Анапе отели традиционно начинали бронировать с января, и те путевки, которые были куплены в конце прошлого года, — в основном корпоративные, отмечает председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов:

Дмитрий Богданов председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС «В основном была проведена договорная кампания между санотелями, санаториями, отелями, пансионатами с ведущими партнерами, это предприятия, организации, туроператоры, корпоративные заказчики. Частные заказы тоже были, но их было не очень большое количество».

Тем не менее на грядущий курортный сезон в Анапе отельеры смотрят с позитивом. Они ждут, что до 15-20 марта станет понятно, насколько пляж готов к наплыву туристов и сколько еще предстоит очистить. В АТОР, правда, на это смотрят менее оптимистично и считают, что делать выводы получится разве что в апреле-мае.