В последние дни новости о том, что зарубежные бренды, покинувшие российский рынок или приостановившие в РФ активную детальность, теперь задумались о скором возвращении, появляются регулярно. В частности, в некоторых публикациях речь шла о корейских Hyundai и Kia.

На этом фоне некоторые россияне, которые планировали в ближайшем будущем купить новый китайский автомобиль, стали задумываться: не отложить ли покупку? Вдруг вскоре в страну вернутся привычные бренды? И даже если на «немца», «японца» или «корейца» денег все равно не хватит, то, может быть, подешевеют китайские машины, у которых наконец-то появятся конкуренты?

Много ли таких россиян, пока непонятно. Но с конца прошлой недели на и так уже просевшем рынке спрос замедлился еще сильнее, рассказывает директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» Александр Кустов:

Александр Кустов директор по развитию дилерского бизнеса холдинга «Максимум» «Я думаю, что сейчас люди осознают, что, несмотря на вроде как стремительный темп, с которым развиваются события, перспектива достижения соглашений и возвращения привычных брендов на рынок — это не перспектива нескольких месяцев, это в любом случае займет более длительное время. А если мы говорим про вообще перспективу возвращения брендов, я думаю, что российский рынок будет интересен не всем брендам, то есть не все бренды, которые уходили, вернутся».

И это точно не произойдет быстро, поддерживает мысль главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Для начала нужно дождаться каких-то внятных политических сигналов. Сколько их ждать, не знает никто, и только после этого нужно отсчитывать еще полгода. Продолжает эксперт:

Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Если предположить, что сигнал «вот теперь можно» прозвучит в середине 2025 года, можно смело предположить, что корейцы вернутся в Россию с продажами автомобилей в течение четырех-шести месяцев, именно с продажами. Следом за ними с каким-то отставанием придут некоторые японские бренды. Не все, но некоторые придут. Европейским автопроизводителям дадут команду «можно» гораздо позже, может быть, на это им потребуется в два раза больше времени, чем корейцам, а может быть, и в три. Если это возвращение случится, я думаю, что это будет позитивно воспринято рынком, в первую очередь покупателем».

Но рассчитывать на то, что под угрозой роста конкуренции цены снизят китайцы, не приходится — как бы демпинговать не пришлось вернувшимся автопроизводителям, если они в итоге вернутся, отмечает автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт «У этих предположений есть понятный рынок, на котором все эти гипотезы на сегодняшний день можно отработать, — это автомобильный рынок Казахстана. Там присутствуют и все ведущие китайские производители, и все ведущие европейские производители, американские, японские, корейские — в общем, все, которые раньше были у нас на рынке. Они там конкурируют совершенно честно, лоб в лоб, и эту конкурентную борьбу китайцы выигрывают. В прошлом году доля рынка у них была порядка 25%. В этом году, согласно всем прогнозам, у них будет доля рынка не меньше 40-45%. Они отвоевывают долю рынка у европейцев, у корейцев, у японцев и делают это достаточно быстро. Таким образом, глядя на это все, ушедшие автомобильные бренды понимают, что возвращение в Россию легким не будет».

Впрочем, пока все это теоретические рассуждения на фоне существующей действительности с официально продающимися китайскими автомобилями со всеми их плюсами и минусами и с параллельным импортом со своими подводными камнями. И такой картина будет оставаться еще довольно долго.