Обновлено в 20:40

Реформы для табачной индустрии обсуждает правительство, конкретные предложения должны представить Минфин и Минэкономики к 3 марта, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.

На столе кабмина лежат два варианта «обеления» табачного рынка России: лицензирование продавцов или введение особого реестра разрешений. Главная задача понятна — убрать с рынка недобросовестных продавцов, хоть раз попавшихся на торговле контрафактом. Вот только добиться этого непросто. Предлагается пойти примерно тем же путем, которым шли на рынке алкоголя. Например, табачных продавцов хотят обязать регистрироваться в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (она же ГИС МТ). Ранее туда записались крупные игроки.

Philip Morris International прокомментировать ситуацию не смогла. Вот что «Бизнес FM» заявил директор по корпоративным отношениям и коммуникациям «JTI Россия» Сергей Глушков:

Сергей Глушков директор по корпоративным отношениям и коммуникациям «JTI Россия» «Сейчас залог успеха в борьбе с нелегальным рынком заключается в совершенствовании правоприменения, повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий, а также усилении мер ответственности для недобросовестных участников. По оценке компании, недобросовестные участники лишают бюджет более 100 млрд рублей ежегодно».

Есть еще несколько требований. У табачных продавцов не должно быть налоговых долгов, а в собственности или аренде должны быть склады и торговые объекты с договорами на срок от года. Также продавцы табака должны будут платить пошлину: в рознице — 10 тысяч рублей, в опте — 500 тысяч.

Как посчитали в правительстве, прежние меры по борьбе с контрафактным табаком, например обязательная маркировка, не оказали значимого влияния на рынок. А рост цен на сигареты успешно скомпенсировал рост штрафов. Новые предлагаемые меры, впрочем, скорее приведут к уходу легальных игроков и никак не повлияют на продавцов контрафакта, считает главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев:

Максим Королев главный редактор отраслевого информагентства «Русский табак» «Это окончательное признание провала маркировки табака. Маркировка, введенная с 2019 года, дала фактически нулевой эффект, если не отрицательный. Поэтому ничего другого не остается, как взять всех в список, в реестр с лицензией и так далее. Плюс денег еще собрать в бюджет в качестве пошлин. Ведь эта работа и все меры будут нацелены на «белую» часть розницы — всех тех, кто и так работает легально. А кто работает нелегально, плевать хотел на реестры и все такое. Поэтому какой эффект будет от этих дополнительных издержек на розницу? Уйдет значительная часть легальной розницы в тень или вообще перестанет заниматься табаком, расширятся нелегальные каналы».

В правительстве считают, что предлагаемые меры, напротив, станут проблемой для нелегальной торговли, а легальную не затронут. Но почему сделаны такие выводы, не совсем ясно, отмечает член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли, эксперт табачной отрасли Антон Воронов:

Антон Воронов член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли, эксперт табачной отрасли «Маркировка — та, что касается не традиционных сигарет, а электронных устройств доставки никотина, — действительно не смогла «обелить» рынок, потому что стартовые величины серого рынка были чудовищные: 70% или даже 90%. Как обычно это бывает, рынок разделен на две большие зоны: это обыкновенные продавцы, которые продают только легальные сигареты, и те, кто никогда не собирался соблюдать никаких законов, кто без онлайн-касс, без маркировки продает белорусские сигареты по цене существенно меньше минимальной. Понятное дело, что их как раз и не коснется лицензирование розницы, традиционные проблемы табачной розницы никуда не делись: минимальная маржа и при этом все увеличивающиеся регуляторные нагрузки. Мы в том числе убиваем малых производителей. Ни к чему хорошему это не приведет».

Контроль над табачной торговлей могут получить Росалкогольтабакконтроль или регионы по аналогии с рынком алкоголя, но возможно и разделение полномочий.