Обновлено 13 февраля в 01:47

«Аэрофлот» предложил Минтрансу узаконить концепцию овербукинга. Сейчас она отсутствует в Воздушном кодексе. Речь идет о ситуации, при которой компания продала билетов больше, чем мест в салоне. Авиаперевозчик предлагает ввести ее в правовое поле, чтобы компании могли менять условия, но с перечислением компенсации, если пассажир будет с ними не согласен.

В Минтрансе, получив предложение авиаперевозчика, инициативу восприняли скептически, отметив, что она нарушает права потребителей. Впрочем, ведомство пояснило, что работает с компаниями, чтобы найти решение, которое учтет интересы обеих сторон.

Как считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, проблему овербукинга нужно решать, и уж лучше законодательно, чтобы авиапассажиры были в этой ситуации защищены.

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Ситуации с овербукингом являются нарушениями со стороны авиакомпании. В то же время он все равно происходит, причем зачастую не по вине авиакомпании, а бывают даже технические вопросы: например, заменили самолет, а там другая компоновка кресел, и на несколько кресел меньше, чем было продано билетов. И авиакомпания не знает, как дальше поступить. Вроде бы она заключила с пассажиром договор перевозки, но поместить этого пассажира в самолет уже не может. И в этой ситуации, опять-таки, права пассажира никак не защищены, потому что авиакомпания отказывает пассажиру, говорит, вы полетите следующим рейсом без выплаты компенсаций, потому что в законе ничего на этот счет не указано. Поэтому надо вносить в авиационное законодательство, в Гражданский кодекс такое понятие, как овербукинг. Это уже общемировая практика. Надо изучить этот опыт и на основе него принять такие правила, которые бы соблюли интересы и пассажира, и авиакомпании при возникновении овербукинга. Независимо от того, был это случайный технический овербукинг либо это был умысел со стороны авиакомпании. Но, опять-таки, если овербукинг возник, то Ространснадзор или транспортная прокуратура не будут штрафовать за это авиакомпанию. А авиакомпания, напротив, спокойно признает, что да, у нас овербукинг, и вот, пожалуйста, вам компенсации — тем пассажирам, которые не смогли улететь. Конечно же, желательно, чтобы авиакомпания не сама назначала лишнего пассажира, а чтобы это было добровольное решение пассажиров, так принято в целом ряде зарубежных стран. То есть объявляется, что на рейсе овербукинг, кто хочет получить компенсацию и улететь следующим рейсом через несколько часов, подходите сюда. И поверьте, обычно в этих ситуациях желающих больше, чем лишних пассажиров».

Главное при этом, чтобы компенсация пассажиру, который не сможет улететь, была достойная, отмечает сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин:

Алексей Егармин сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей «Как человек, который имеет отношение к потребителям и их нуждам, проблемам, я считаю, что это досадное недоразумение, которое надо скорейшим образом решить, чтобы его не было. Что такое овербукинг? Это значит, в самолете три места, а на него продали четыре билета или пять. И все правы перед этим фактом. Получается, кто-то пришел первый, занял место, а кто-то купил билет, но пришел чуть-чуть позже, и ему не досталось места. Поэтому я считаю, что пытаются придать узаконенную форму обману, за которую не надо отвечать. Даже то, что сейчас она как-то рассматривается, это уже плохо, это странная позиция, ближе к схеме мошенничества. Моя позиция такая: я всегда на стороне потребителей, считаю, что это им непонятно, неудобно, это значительно нарушает их права. Единственное, за что можно похвалить эту инициативу, — есть возможность прописать, что будет дана компенсация. Но она должна быть достойной. У нас как бывает: человек приехал в аэропорт, он ехал откуда-то, он взял отпуск, отменил работу, с кем-то передоговорился в конце концов, затраты на такси — и вдруг он приезжает, а ему говорят: места нет. Такая ситуация может вызвать серьезные финансовые последствия. Если это будет достойно компенсировано, я, конечно, считаю, что это для потребителя удобно. А если это не так? Могут сказать: вы потратили на билет 3 тысячи рублей — хорошо, мы вам дадим компенсацию 3 тысячи рублей и еще 500 рублей, чтобы вы не скучали. Такое же тоже может быть. Главная опасность этого обсуждения именно в том, что людям, как всегда, будут стараться не заплатить за понесенные расходы, а отделаться какой-то фикцией».

«Аэрофлот» пытался легализовать овербукинг еще в 2021 году — он предлагал ввести в России тариф, по которому перевозчик сможет самостоятельно менять дату, рейс, класс и маршрут перелета без согласия пассажира. Компенсации тоже предполагались, но не во всех случаях. Максимальный размер — 30 тысяч рублей.