Страны Евросоюза согласились исключить из санкционного списка сооснователя «Яндекса» Аркадия Воложа, пишет Reuters. Список обновят 15 марта. Помимо Воложа, будет пересмотр по еще двум персонам, их личности не раскрываются.

AdFox v 2.0

Как отмечает Reuters, снятие с Воложа европейских санкций стало возможным после того, как в начале этого месяца нидерландская Yandex N.V. продала российскую часть бизнеса консорциуму частных инвесторов. Летом активы «Яндекса» окончательно разделятся на российские и международные. Нидерландская Yandex N.V. сменит название и перестанет использовать бренды «Яндекса». Этой иностранной компанией будут управлять Аркадий Волож и зарубежные акционеры.

Волож попросил ЕС снять с него санкции в августе 2023 года, после того как сделал публичное заявление и резко осудил действия России на Украине. Тогда Волож сообщил, что еще с февраля 2022 года не имеет отношения к «Яндексу». Но формально только летом 2022 года, когда на него были наложены персональные санкции, было объявлено, что он уходит со всех постов.

Волож покинул совет директоров и пост гендиректора группы компаний «Яндекс», а также оставил руководящие должности в международных дочерних структурах группы. Он сказал, что продолжит «помогать компании и ее команде» в качестве внешнего консультанта, однако продолжал оставаться крупнейшим акционером «Яндекса», в том числе через свой семейный фонд.

Вскоре, по данным Financial Times, юристы Воложа подали запрос о снятии европейских санкций, а на официальном сайте Воложа убрали упоминание о связях бизнесмена с Россией. Аркадий Волож называет себя «родившимся в Казахстане израильским IT-предпринимателем», с 2015 года Волож живет в Израиле.

Последний раз Евросоюз пересматривал свой санкционный список в сентябре 2023 года и тогда снял санкции с четырех граждан России, в том числе с троих бизнесменов — главы группы «ЕСН» Березкина, бывшего гендиректора Ozon Шульгина и миллиардера Ахмедова. В тот раз с Воложа санкции не сняли. Будет ли это сделано в марте? Комментирует председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко:

— Ожидаемая история. Думаю, у Аркадия достаточно лоббистов, которые выступают в помощь, потому что если у бизнесменов, которые внесены в санкционные списки, есть основания, то Волож был внесен общим потоком, поэтому ожидать его исключения из санкционных списков вполне разумно. В этой истории, когда все шумят, Аркадий выступал корректно, спокойно, с достаточно большим достоинством прошел эту историю.

— Обсуждаются две биографии в «Википедии», в одной сказано, что он российский бизнесмен, в другой — что это израильский бизнесмен казахстанского происхождения.

— Если уж мы Даню Милохина прощаем и не делаем из него иноагента, что мы здесь будем предъявлять? Мы видим, как себя ведут другие. Мне кажется, что это все разумно и достойно.

— Состоится в этот раз исключение из санкционного списка?

— Не в этот, так в следующий. Я думаю, что у Аркадия намного больше оснований быть исключенным из списка, чем у массы других бизнесменов, которых так или иначе уже исключают, есть целая практика. Я думаю, что скажется то, что достигнута договоренность о разделении [компании].

ЕС продлевает и пересматривает санкционный список раз в полгода на основании решения Европейского суда общей юрисдикции.