В российский прокат на этой неделе выходит новый фильм Франсуа Озона «Мое преступление». Озон выпускает свое кино в России, несмотря ни на что. Премьера была на открытии фестиваля «Французские премьеры», который организован при поддержке посольства Франции (что для сегодняшнего дня уже экстраординарно). «Мое преступление» — это завершение трилогии, которую Озон начал 20 лет назад. Сначала был фильм «Восемь женщин» — история о том, как в доме находят труп мужчины. Дамы, близкие хозяину дома, начинают расследование, но каждая под подозрением. Потом была «Отчаянная домохозяйка» с Катрин Денев, кино о женщине, которая внезапно начинает управлять заводом и сталкивается с сопротивлением общества. Говорит кинокритик, обозреватель издания «Правила жизни» Егор Москвитин:

Егор Москвитин кинокритик, обозреватель издания «Правила жизни» «Как и две другие картины из этой трилогии, эта история, с одной стороны, обманчиво легкая, с другой стороны, выполненная в жанре ретро-комедии, а с третьей стороны, описывающая положение женщины в современном обществе. В отличие от его последних фильмов, таких как «Двуличный любовник», «По воле Божьей», — это не фестивальное кино. Премьеры не было ни на каком фестивале, хотя обычно он либо открывает Берлинале, либо участвует в основном конкурсе Канн. Это именно зрительский легкий прокатный фильм Франсуа Озона, который заработал очень много денег во французском прокате. Из актрис хочется выделить Изабель Юппер, которая здесь появляется совсем ненадолго, но при этом крадет шоу у молодых коллег».

Время действия — 30-е годы прошлого века. Главная героиня — не очень талантливая актриса Мадлен Вердье. Ее домогается известный театральный продюсер. Она то ли его убивает, то ли нет. Начинается суд, в роли адвоката выступает ее же подруга Полин. Сам по себе процесс напоминает театральную постановку. Мадлен оправдывают, признав, что это была самооборона. У нее начинается новая жизнь. «Эта судебная ошибка сделала мне карьеру», — восклицает Мадлен, которую обогатили и осыпали почестями. Но вдруг объявляется настоящий убийца продюсера...

Очаровательная детективная история. Но это одновременно и кино, о котором долго думаешь после просмотра и находишь в нем все новые и новые смыслы, говорит киновед, куратор курса «Практическая кинокритика» Московской школы кино Всеволод Коршунов:

— Уже после просмотра впечатления от него меняются. Сначала он воспринимается как такая легкая виньеточная картина, совершенно такая, необязательная, комфортная для восприятия. А потом ты начинаешь видеть какие-то сложности, двойные донья в этой картине. Я помню, что после первого просмотра я поругался со своими коллегами-кинокритиками как раз в восприятии картины, а потом спустя сутки я понял, что они правы. Меня как бы догнало это ощущение. Они просто раньше меня смотрели этот фильм.

— Насколько он созвучен сегодняшней повестке?

— Напрямую созвучен, потому что фактически он про #MeToo. Про харассмент, про очень важные проблемы, которые обсуждаются в обществе в последние годы. И это типичная история, когда кинематографисты обсуждают что-то на временной дистанции. Допустим, Ридли Скотт, чтобы об этом говорить спокойно, без какой-то скандализации, выбирает сеттинг Средневековья. Я имею в виду «Последнюю дуэль». Озон выбирает не такой старинный сеттинг, берет как раз середину 30-х годов, но говорит про здесь и сейчас. Часто фильмы в исторических или, наоборот, фантастических декорациях про здесь и сейчас.

По мнению кинокритиков, «Мое преступление» надо смотреть всем, кто интересуется французским кино в целом и творчеством Озона в частности. Тем, кто не боится, что за приятной оболочкой может обнаружиться непростая этическая начинка. Тем, кто интересуется историей западного кино, потому что, как и фильм «Вавилон», «Мое преступление» — это посвящение кинематографу. А также тем, кто просто скучает по легким французским комедиям. Каждый найдет что-то свое.