Глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что с 1 сентября использование мобильных телефонов на уроках будет запрещено. На самом деле ничего принципиально нового министр не сказал. Норма, согласно которой мобильные телефоны нельзя использовать в учебных целях, была введена еще в прошлом году. То есть, получается, использовать телефоны учеников нельзя учителям. Они не могут попросить их что-то быстро найти в интернете и так далее, и правильно — говорит директор московской школы № 117 Ирина Бабурина, в чьей школе такой запрет действует уже третий год:

Ирина Бабурина директор московской школы № 117 «Перед первым уроком все классные руководители собирают телефоны, у кого есть, и хранят в канцелярии. После уроков дети, либо сам классный руководитель, либо кто-то из ответственных ребят приносит в класс и раздает эти телефоны. Если кому-то нужно позвонить срочно и так далее — без проблем, обращаются к учителю, классный руководитель заходит в канцелярию, берет свой телефон, связывается с родителями, вот и все. Может мне объяснить кто-нибудь, зачем телефон детям в школе? Дети в своих телефонах учебные программы разбирают, смотрят? В основном TikTok».

Но многих преподавателей такой запрет расстраивает. Комментирует учитель истории и обществознания школы Выборгского района Санкт-Петербурга Кирилл Загустин:

Кирилл Загустин учитель истории и обществознания школы Выборгского района Санкт-Петербурга «Да, с начальной школой этот запрет вполне может оказаться позитивным. В старшей школе это поворот назад. Много учителей внедряют электронные способы обучения, всякие сервисы, онлайн-викторины, построение карт. Это эффективно для старшей школы».

Идею того, что учитель, напротив, должен использовать телефоны учеников, но во благо образовательного процесса, поддержал не один наш собеседник. С другой стороны, во многих частных школах этот вопрос даже не обсуждается. Телефонам не место не только на уроках, но и в школе вообще. Даже для персонала. Такую жесткую позицию ранее в интервью Business FM представлял, например, директор международной школы Brookes в Москве Чарли Кинг:

— В нашей школе мы придерживаемся политики: никаких телефонов ни для учеников, ни для сотрудников.

— Но это же важнейшая часть нашей жизни сейчас.

— Нет, не в моей школе. Они могут этим заниматься в подходящее время после учебы.

— Они никогда не брали никакие телефоны с собой?

— Они могли брать их, но они должны сдавать их, когда приходят. Когда они проходят через дверь, они сдают телефоны. Они получают их обратно, когда выходят.

А стандарты престижных частных школ для многих являются ориентирами. Впрочем, в тех обычных российских школах, где телефоны учеников уже давно забирают перед уроками, дети просто приносят с собой два аппарата — один сдают, с другим сидят. Российские школьники всегда умели обманывать систему — раньше два дневника, теперь два телефона. И, опять же, как какая-нибудь хрупкая учительница заставит особо наглого 11-классника сдать телефон? Он просто начнет снимать ее же на этот же телефон, крича, что девайс — это частная собственность, а потом выложит видео в Сеть. И еще неизвестно, кого сильнее за это накажут. Многие преподаватели предпочтут просто не связываться (редакция Business FM просит старшеклассников не воспринимать это как руководство к действию).