Список пополняется. В российских онлайн-кинотеатрах продолжает пропадать иностранный контент. На этот раз СМИ обратили внимание на исчезновения из «Кинопоиска» некоторых культовых англоязычных сериалов от ВВС (сайт ресурса заблокирован в РФ). В корпорации это объяснили отзывом лицензии на контент, о чем было объявлено еще в марте. Какими теперь будут каталоги онлайн-кинотеатров и зрительская реальность?

Из свежих «пропаж» — «Шерлок» с Камбербетчем, «Улица потрошителя», «Мисс Марпл», «Война и мир», «Гордость и предубеждение». На прошлой неделе СМИ обратили внимание на исчезновение фильмов «Маска», трилогии «Властелин колец», «Интерстеллара», сериала «Друзья». В соцсетях «Кинопоиска» пользователи также жаловались на исчезновение детективных сериалов «В поле зрения», «Пуаро», «Мегрэ». Родители отмечают, что из каталога пропал канадский детский мультсериал «Щенячий патруль». Можно предположить, что следующими могут быть диснеевские мультфильмы.

Онлайн-кинотеатры редко озвучивают сроки своих договоренностей с правообладателями. Впрочем, в начале июля сам «Кинопоиск» объявил в своих сообществах в соцсетях, что 11 августа на время прощается с шоу «Теория большого взрыва». Так что о каких-то исчезновениях зрителей порой прямо предупреждают, чтобы они успели пересмотреть любимые сезоны. Или скачать.

Пираты, судя по всему, берут от ситуации «максимум». Вбиваешь в поисковик название западного сериала и словосочетание «смотреть онлайн». Тут же выпадает подборка сайтов. Такие сайты были всегда, но в рамках борьбы с пиратством их последние несколько лет искореняли. В YouTube есть инструкции, с помощью каких приложений можно смотреть бесплатно любые фильмы с торрентов на смарт-ТВ. Для менее продвинутых пользователей можно просто подключить ноутбук или телефон к телевизору с помощью переходника. Но, конечно, по уровню удобства это будет не то, к чему привыкли многие россияне за последние несколько лет, когда можно было просто автоматически оплачивать подписку, сидя на диване, выбирать кино прямо на экране и потом смотреть его в хорошем качестве и с достойным переводом. Продолжает кинообозреватель Forbes Иван Афанасьев:

Иван Афанасьев кинообозреватель Forbes «Я не думаю, что что-то очень сильно поменяется для большей части пользователей, потому что какое-то время мы вообще жили без всех этих сервисов, как мы все помним. Просто потихоньку некая, условно, цивилизованная публика приучилась к тому, чтобы платить за контент. Но раньше, как правило, по-старинке, не считая, допустим, «Амедиатеки», которая достаточно долго занималась и занимается именно зарубежными сериалами, мы все скачивали с торрентов, смотрели онлайн на нелегальных ресурсах и так далее. Постепенно мы приучились платить за это все. Но сейчас, видимо, в отношении контента, которого у нас не будет теперь какое-то время, хотя бы будем снова, так сказать, по-старинке расчехлять VPN, включать всякие рутрекеры и все это скачивать».

Конечно, совсем без западного кино зрители не останутся. Но передел легального рынка стриминга в связи с таким контентным дефицитом грядет. Число онлайн-кинотеатров и количество подписок на душу населения будут снижаться не только в России, это глобальный тренд — считает главный редактор киноканала Cinema Иван Кудрявцев:

Иван Кудрявцев главный редактор киноканала Cinema «Коррекция рынка, на котором наблюдался такой большой взрыв, была неизбежна в любом случае: и темпы роста подписок, и все остальное должно было рано или поздно как-то замедлить свой рост. Та политика, которую платформы уже несколько месяцев ведут по смягчению надвигающегося отзыва, тоже даст свои плоды, потому что никто подписчиков терять не собирается и сама модель легального потребления платного в привычных экосистемах, удобных зрителям, будет использоваться в приоритетном порядке. Мейджоры Голливуда сами выталкивают свой контент в нелегальное поле. В какой-то момент они, безусловно, это поймут и, возможно, будут находить какие-то обходные пути, например, через сублицензирование, через другие территории, каким-то образом контент будет попадать на территории России».

Сами российские платформы пока активно наращивают пакет прав на контент от независимых дистрибьюторов и от российских производителей. Также увеличивают производство ориджинал-проектов. Но все это дело даже не одного года. А импортозамещение нужно здесь и сейчас.