Положения майского указа президента о новом механизме расчета с «недружественными» правообладателями через спецсчета будут распространяться не только на иностранных, но и на российских лиц. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на разъяснения Минэкономразвития. И так уж получилось, что разъяснения эти спровоцировали еще больше вопросов.

Все началось с того, что из России стали массово уходить голливудские киностудии и музыкальные лейблы. Возник вопрос: как расплачиваться с ними за контент, предоставленный ранее? Тогда в России был придуман сложный механизм по созданию в уполномоченных банках спецсчетов «О», на которые российский должник — тот, кто пользуется контентом, — может переводить средства в пользу зарубежного правообладателя, а правообладатель может их с этих счетов забирать. Но только в рублях и только если забрать деньги разрешит правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

И теперь выясняется, что так рассчитываться нужно не только с иностранными правообладателями, но и с российскими — при ряде условий: если они запретили после 23 февраля использование своих произведений на территории России; публично поддержали санкции; совершили публичные действия, дискредитирующие российские власти и вооруженные силы, и распространили в интернете оскорбления в отношении нашей страны, ее граждан и органов власти.

То есть если музыкант, писатель, ученый, запатентовавший свое изобретение, или любой другой обладатель каких-то авторских прав скажет что-либо, противоречащее официальной позиции властей, то такой человек рискует лишиться возможности получать деньги за свои книги, песни или ноу-хау. Причем для этого вовсе не обязательно, чтобы, например, факт дискредитации этим человеком тех же ВС был доказан в суде, отмечает основатель KIP Legal Tech Павел Катков:

Павел Катков основатель KIP Legal Tech, член Ассоциации юристов России «Если исходить из того, что разъяснения указывают в качестве источника информации не только сайты органов власти и сайты судов, но и сайты средств массовой информации, полагаю, что возбуждение административного производства для такого вывода со стороны должника, то есть лица, которое должно оплатить, видимо, необязательно. Если бы речь шла только об административном производстве, то в указе и в разъяснении, полагаю, так бы и было сказано».

Получается, должнику — физическому лицу или компании — нужно самому определять, является ли правообладатель «дружественным» или «недружественным». Причем, по словам юриста и патентного поверенного Владимира Рыбина, проблема заключается в том, что должник не «может», а именно «должен» это сделать:

Владимир Рыбин юрист и патентный поверенный «Возможно, некоторым показалось, что должники имеют право выбирать, хотят они пользоваться этой процедурой или не хотят. На самом деле никакого права выбора у них нет: должник обязан сам убедиться в том, что получатель денег является «доброкачественным», то есть не подпадает под действия этого указа. Получается, что для любого должника самым надежным является соотношение абсолютно любого правообладателя или артиста: сначала попробовать открыть этот счет «О», и только если вдруг это не получится, тогда расслабиться и платить уже в обычном порядке».

Таким образом, проблемы могут возникнуть и у самых лояльных государству правообладателей. Возвращаясь к тезису о том, что российским «недружественным» правообладателям будут платить так же, как зарубежным, напрашивается вопрос: как, собственно, платят вторым? Владелец компании «Люмен фильм», которая управляет шестью кинотеатрами в нескольких российских городах, Павел Поникаровский рассказал Business FM, что у него были права на показ фильма «Бэтмен», но премьеру пришлось отложить. Фильм начали показывать только летом, когда поправки по оплате через спецсчета уже работали. И вот что из этого получилось:

Павел Поникаровский владелец компании «Люмен фильм» «По этому закону № 322 мы должны сделать запрос у уполномоченных банков на предмет открытия счета правообладателя в них, что мы и сделали. Пока не получили никакого ответа. Но свою формальную процедуру мы в отношении «Бэтмена» выполнили».

То есть как платят зарубежным правообладателям? Некоторым — пока никак.