Путин предложил Гергиеву подумать об объединении Большого и Мариинского театров
В театральном мире тренд на слияния и поглощения актуален, но нужна ли в России сейчас воссозданная дирекция императорских театров?
Читать на полной версииВладимир Путин предложил Валерию Гергиеву подумать о воссоздании дирекции императорских театров и об объединении Большого театра и Мариинского.
Это заявление президент озвучил на фоне «культуры отмены» в отношении лично Гергиева на Западе. В Большом театре инициативу пока никак не прокомментировали.
Общаясь с деятелями культуры, Владимир Путин сначала произнес речь про то, что «пресловутая культура отмены превратилась в отмену культуры» России на Западе. Одной из ее жертв стал Валерий Гергиев. 68-летний дирижер, худрук и гендиректор Мариинки — персона нон грата в Баварской опере, лишился поста главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра, музыкального руководителя фестиваля в швейцарском Вербье. На этом фоне идея объединить дирекции двух театров многим показалась реверансом в адрес маэстро.
Еще в середине девяностых говорили, что Гергиев хочет создать объединенную дирекцию. Но сегодня он вряд ли инициатор этой истории, несмотря на все постигшие его за последний месяц неприятности, — считает театральный критик Лейла Гучмазова:
Лейла Гучмазова театральный критик «Экспансия такая: есть один театр, пусть будет еще один, и еще один, и еще один — мне кажется, у него вполне себе схлынуло настроение несколько лет назад. Гергиеву достаточно того, что у него есть в Санкт-Петербурге три сцены, есть сцена во Владивостоке, плюс бесконечные дополнительные истории. Я не думаю, что это реверанс Гергиеву. Я думаю, что это какое-то стремление навести шум в эту сторону, потому что не далее как сутки назад бывший министр культуры, господин Мединский высказался в том духе, что надо ограничить развлекательные представления, что вообще очень странно и удивительно. И в то же время: ах, давайте мы займемся патриотизмом и давайте мы будем патриотичное искусство ваять. На фоне этого всего, как мне кажется, объединенная дирекция — это тем более ненужная история».
Дирекцию императорских театров учредила в середине XVIII века Екатерина II. Под ее эгидой объединили ряд сцен. Главным был Мариинский. Так продолжалось до революции 1917-го.
Сейчас отдельные президентские гранты выделяются на Большой, отдельные — на Мариинку. За Большим вовсе закреплена отдельная строка в федеральном бюджете. Критики говорят: система налажена, непонятно, зачем ее рушить, особенно когда театры едва опомнились после пандемии.
Деталей по объединеной дирекции пока нет, но теоретически два конкурента должны будут существовать в симбиозе. Продолжает театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:
Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Понятно, будет или создан какой-то совет, а значит, опять забюрократизировано. Новая структура будет финансировать театр из одного кармана? По какому принципу? Театры очень разные и по количественному составу, и по репертуару. Наконец, не станет ли этот орган дублирующим должные лица и функции театров, которые уже существуют? И не станет ли она очередной бюрократической ступенью? Мне кажется, что, когда будут какие-то ответы на эти вопросы, тогда мы сможем понять — хорошо это или плохо, потому что вопрос-то в принципе муссируется давно. Он инициирован директорами музыкальных театров еще до всех событий, приводятся аргументы как в пользу, так и не в пользу, но тогда речь шла только об объединении крупнейших музыкальных театров. Но что будет сейчас — скорее всего, здесь больше вопросов, чем ответов».
Опыт театральных объединений за последние несколько лет богатый. Полтора года назад к Александринке присоединили Псковский театр драмы. В Москве за последний месяц процесс слияний ускорился. Центр имени Мейерхольда, потерявший своих руководителей в начале марта, соединили со «Школой драматического искусства». Театр Олега Табакова, по данным газеты «Коммерсантъ», хотят слить с театральным центром «Вишневый сад». «Апарте» уже объединили с Театром на Таганке. Последний недавно воссоединился после более чем 40-летнего раскола с «Содружеством актеров Таганки». Так что Ирина Апексимова теперь директор сразу трех сцен. У многих такая повсеместная практика слияний и поглощений вызывает вопросы.